Дело № 2-616/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 01 ноября 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Янкевич Е.Н., с участием и.о. прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А., при секретаре Томиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов. В заявлении указано, что Прокуратурой Шарлыкского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей инвалидов проведена проверка, в ходе которой установлено, что вход в здание стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних не приспособлен для маломобильных групп населения- инвалидов, т.к. отсутствует пандус для въезда в здание на инвалидных колясках, что является нарушением требования законодательства о социальной защите инвалидов. Согласно Положения от 31.07.2008 « О стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних Комплексного Центра социального обслуживания населения», стационарное отделение социальной реабилитации несовершеннолетних является структурным подразделением Комплексного Центра социального обслуживания населения,Управления социальной защиты населения, администрации МО «Шарлыкский район». Основной задачей стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних является оказание экстренной социальной стационарной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Просит признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район» в лице начальника УСЗН Х.В.В., выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившей устройство в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации и обязать устранить допущенные нарушения в срок до 25.10.2011г. И.о. прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, исковые требования, изложенные в заявлении прокурора Шарлыкского района уточнил, просил признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившей устройство в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации. От исковых требований в части обязать руководство Управления социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район» устранить допущенные нарушения путем установки пандуса на входе в здание стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних в срок до 25.10.2011г. отказался, в связи с добровольным исполнением данных требований ответчиком. Последствия отказа от исковых требований ему разъяснены и понятны. Просил уточненные исковые требования удовлетворить, т.к. на момент проверки данные нарушения имели место. Отказ и.о. прокурора в части исковых требований об обязании в срок до 25.10.2011г. установить пандус на входе в здание стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, судом принят. Производство по делу в данной части исковых требований прекращено определением суда от 01.11.2011г. В судебное заседание не явился представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район», от которого поступило заявление о согласии с заявленными требованиями и о том, что обязуются обеспечить устройство в здании стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации в срок до 25.10.2011г. Представитель третьего лица, стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних в судебное заседание не явился и не уведомил о причине неявки, хотя надлежащим образом был уведомлен о месте и времени проведения судебного заседания. Неявка представителя третьего лица не препятствует рассмотрению дела по существу. Суд считает возможным по имеющимся доказательствам рассмотреть дело по существу, в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб. В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждении, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Пункт 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В силу ст. 12 названного Закона жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)" утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 (далее СНиП № 73), при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1). В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Шарлыкского района установлено, что здание стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних является объектом с посещением инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, не приспособлен для маломобильных групп населения, т.к. отсутствует пандус для въезда в здание на инвалидных колясках, что создает препятствия для свободного доступа к указанному объекту и как следствие нарушает права указанной категории граждан. Данные нарушения подтверждены объяснением и.о. прокурора, участвующего в деле, а также справкой проверки прокуратуры Шарлыкского района от 22.09.2011г. (л.д.8-9), иллюстрационной таблицей (л.д.10-12), ответом на запрос прокуратуры за подписью и.о. начальника Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования «Шарлыкский район» Х.В.В. (л.д.16). Таким образом, вследствие незаконных бездействий Управления социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район» не выполнены требования законодательства, направленные на осуществление государственной политики в сфере социальной защиты прав инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Управления социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район», выразившееся в нарушении требований законодательства о социальной защите инвалидов, с учетом признания иска ответчиком надлежит удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения администрации МО «Шарлыкский район», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившего устройство в общественном здании школы входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке. Судья Янкевич Е.Н.