Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 04 октября 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., при секретаре Кандараковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоникольский сельский совет» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в неисполнении законодательства в области дорожного движения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным заявлением указав, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения: законодательства, регламентирующего вопросы организации благоустройства и дорожного движения на территории муниципальных образований. В ходе проверки на территории муниципального образования «Новоникольский сельсовет» выявлены нарушения требований законодательства в названной сфере. В нарушение требований статьи 13 Федерального закона № 257 – ФЗ от 11.08.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», а так же п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией МО «Новоникольский сельсовет» не выполняются требования законодательства о безопасности дорожного движения в селе <адрес>, контроль за обеспечением сохранности дорог местного значения должным образом не осуществляется. Согласно актам №№ № от ДД.ММ.ГГГГ «О выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения» предоставленных в прокуратуру района Государственной инспекцией безопасности дорожного движения межрайонного отдела МВД России «Шарлыкский», в <адрес> на дорожном покрытии выявлены повреждения, угрожающие безопасности дорожного движения. В нарушение требований ГОСТ Р. 50597-93 г, «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по <адрес> напротив дома № 1 имеется просадка грунта, по всей улице колейность; на выезде с <адрес> на а/д Казань-Оренбург имеется сильное разрушение дорожного покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями более 3 см глубиной 200 см.кв. по площади, колейность; при выезде с <адрес> на а/д Казань-Оренбург -провал грунта; при выезде с <адрес> на а/д Казань-Оренбург имеются разрушения дорожного покрытия в виде углублений различной формы с резко выраженными краями более 3 см глубиной и 200 кв.см, по площади, просадка грунта на переходном покрытии. В результате ненадлежащего состояния дорожного покрытия в <адрес> затруднен не только проезд личных транспортных средств жителей населенного пункта, но и создано препятствие для функционирования аварийных и иных служб, проезда специализированных автомобилей (скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции). Поскольку органами местного самоуправления не обеспечивается безопасность дорожного движения, что создает угрозу жизни здоровью граждан, затрудняет движение транспортных средств и пешеходов по дорогам, создает аварийные ситуации, результатом которых могут быть тяжкие последствия, просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Новоникольский сельсовет» в лице главы Владимирова А.Н., выразившееся в неисполнении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, непринятии мер по контролю за обеспечением сохранности дорог местного значения. А так же, обязать администрацию МО «Новоникольский сельсовет» в срок до 15.06.2012г. привести в порядок дороги, а именно: по <адрес> устранить колейность, напротив дома № 1 устранить просадку грунта; на выезде с <адрес> на а/д Казань – Оренбург устранить колейность, а так же нарушение дорожного покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями более 3 см. глубиной и 200 кв.см. по площади; на выезде с <адрес> на а/д Казань – Оренбург устранить провал грунта; на выезде с <адрес> на а/д Казань – Оренбург устранить разрушение дорожного покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями более 3 см. глубиной и 200 кв.см. по площади, а так же просадку грунта на переходном покрытии. В судебном заседании, помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. исковое заявление прокурора поддержала и просила его удовлетворить в полном объёме. По существу, дала объяснения аналогичные тем, что изложены в иске. В судебном заседании глава администрации МО «Новоникольский сельсовет» Владимиров А.Н. против удовлетворения заявления прокурора возражал в виду отсутствия в местном бюджете средств на устранение указанных в предписании недостатков. Суду пояснил, что часть недостатков указанных в актах ГИБДД и предписании, в настоящее время устранены, а именно на въезде на мост в <адрес> установлены соответствующие знаки и барьерное ограждение препятствующее проезду транспорта на мост, произведен обкос травы по обочинам дорог. На устранение остальных недостатков необходимы денежные средства, что подтверждается локальными сметными расчетами. Выделить из бюджета муниципального образования «Новоникольский сельский совет» денежные суммы на ремонт дорог в селе Новоникольское ранее 2013 года не возможно в виду дефицита бюджета. Согласен с тем, что выявленные нарушения имеют место быть, однако устранить их невозможно в виду отсутствия средств, в связи с чем просил в удовлетворении заявления отказать. Выслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Шарлыкского района подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения", государственных стандартов нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, общества, государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шарлыкского района Оренбургской области была проведена проверка исполнения законодательства по вопросам организации благоустройства и дорожного движения на территории муниципального образования Новоникольский сельский совет Шарлыкского района, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (введен в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимость на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки; д) дорожных светофоров; е) дорожных ограждений и бортового камня; ж) сигнальных столбиков и маяков; з) нарушенного освещения. В ходе проверки было установлено, что в селе <адрес> в нарушение ГОСТа Р 50597-93 по ул. Школьной напротив дома № 1 имеется просадка грунта, по всей улице имеется колейность; на выезде с <адрес> на а/д Казань-Оренбург имеется сильное разрушение дорожного покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями более 3 см глубиной 200 см.кв. по площади, колейность; при выезде с <адрес> на а/д Казань-Оренбург имеется провал грунта; при выезде с <адрес> на а/д Казань-Оренбург имеются разрушения дорожного покрытия в виде углублений различной формы с резко выраженными краями более 3 см глубиной и 200 кв.см, по площади, просадка грунта на переходном покрытии. В обоснование исковых требований истцом представлены: - акт № выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ составленный инспектором ГИБДД МО МВД России «Шарлыкский» согласно которого в <адрес> на выезде с <адрес> на а/д Казань-Оренбург имеется разрушение покрытия в виде углублений разной формы с резко-выраженными краями более 3 см. глубиной и более 200 кв.см. по площади, просадка грунта на переходном покрытии; - акт № выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ составленный инспектором ГИБДД МО МВД России «Шарлыкский» согласно которого в <адрес> выявлены недостатки в содержании дорог и дорожных сооружений, а именно на проезжей части имеется колейность, имеется не окошенная трава нарушающая вид автомобильной дороги, мост находящийся в аварийном состоянии на оборудован знаками «Въезд запрещен» и не закрыт барьерными ограждениями; - акт № выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ составленный инспектором ГИБДД МО МВД России «Шарлыкский» согласно которого в <адрес> не окошена трава вдоль дороги, провал грунта при въезде на автодорогу Оренбург-Казань - акт № выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ составленный инспектором ГИБДД МО МВД России «Шарлыкский» согласно которого в <адрес> напротив <адрес> имеется просадка грунта, по всей улице колейность и не окошена трав; на <адрес> имеется разрушение дорожного покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями ( более 3 см. глубиной и 200 кв.см. по площади) колейность; - предписание № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГИБДД ОВО по МО «Шарлыкский район» на имя главы администрации Владимирова А.Н. об устранении выявленных нарушений угрожающих безопасности дорожного движения, с установлением срока для выполнения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ; - объяснение старшего государственного инспектора дорожного надзора Д.А.В. выявившим повреждения дорожного покрытия в <адрес>, указавшего на то, что дорожное покрытие не обеспечивает безопасность дорожного движения, затрудняется движение транспортных средств и пешеходов. Согласно объяснения Д.А.В. жители <адрес> высказывали недовольство по поводу состояния и содержания дорог в селе; - постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Владимирова А.Н. не выполнившего в установленный срок законное предписание органа осуществляющего государственный надзор, в виду не оборудования в установленные сроки моста по <адрес> дорожными знаками «Въезд запрещен» и не установки барьерного ограждения. Согласно п.5 ст. 5 Устава Новоникольского сельсовета <адрес> принятого решением совета депутатов за № от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения сельсовета относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах населенных пунктов сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и областного значения. В судебном заседании глава администрации муниципального образования «Новоникольский сельский совет» Владимиров А.Н. с недостатками в дорожном покрытии на ул.с. Новоникольское, указанными в иске прокурора согласился. Указал на то, что часть недостатков, а именно: обкос травы по улицам <адрес>, а так же оборудование моста по <адрес> знаками «Въезд запрещен» и барьерными ограждениями, в настоящее время устранены. Возражений в части обоснованности предъявленных исковых требований именно к администрации МО «Новоникольский сельский совет» не поступило. Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования либо возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Возражение ответчика против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ мотивируется отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования «Новоникольский сельский совет» необходимых на ремонт дорог. В то же время, согласно ч.4 ст. 6 «Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N196-ФЗ от 10.12.95г. органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст.12 Федерального закона "О безопасности дорожного движении" N196-ФЗ от 10.12.95 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" устанавливает классификацию автомобильных дорог - автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статья 6 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля: за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, довод главы администрации «Новоникольский сельский совет» на отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования, делающий невозможным устранить имеющиеся недостатки в сроки указанный в иске суд признает не состоятельным. Срок до ДД.ММ.ГГГГ указанный в исковом заявлении, в который администрации необходимо устранить выявленные нарушения суд считает достаточным и разумным. Представленные стороной ответчика постановление администрации МО «Шарлыкский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-П, «Об утверждении методики распределения субсидий на проведение капитального ремонта и текущего ремонта улично-дорожной сети в границах населенных пунктов на 2011 год и плановые периоды 2012-2013г., а так же решение Совета депутатов МО «Новоникольский сельский совет» от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете МО на 2011 год» не подтверждают доводы ответчика о невозможности устранения выявленных недостатков в срок указанный в исковом заявлении. Отсутствие денежных средств не является основанием для неисполнения требований законодательства в области дорожного движения, поскольку ст. 3 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) установлены: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном" движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что в результате ненадлежащего состояния дорожного покрытия в <адрес> затруднен не только проезд личных транспортных средств жителей населенного пункта, но и создано препятствие для функционирования аварийных и иных служб, проезда специализированных автомобилей (скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции). Неисполнение администрацией МО «Новоникольский сельский совет» требований, установленных законодательством по вопросам организации благоустройства и дорожного движения на территории муниципальных образований нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что главой администрации МО «Новоникольский сельский совет» <адрес> не приятны необходимые меры по содержанию дорог в <адрес> в надлежащем состоянии и приведении их в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документам, не выполнена предусмотренная законом обязанность по осуществлению надлежащего контроля за состоянием дорог. В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, возникает угроза участникам дорожного движения. При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым исковое заявление прокурора Шарлыкского района о признании незаконным бездействия главы администрации МО «Новоникольский сельский совет» Владимирова А.Н. и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенных судом требований. Согласно ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей. В соответствии с п.8 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины (прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины) в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Так как исковые требования прокурора удовлетворены в полном размере, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоникольский сельский совет» удовлетворить. Признанать незаконным бездействие администрации муниципального МО «Новоникольский сельсовет» в лице главы администрации Владимирова А.Н. выразившееся в неисполнении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, непринятии мер по контролю за обеспечением сохранности дорог местного значения. Обязать администрацию МО «Новоникольский сельсовет» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в порядок дороги, а именно: - по <адрес> устранить колейность, напротив дома № 1 устранить просадку грунта; - на выезде с <адрес> на а/д Казань – Оренбург устранить колейность, а так же нарушение дорожного покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями более 3 см. глубиной и 200 кв.см. по площади; - на выезде с <адрес> на а/д Казань – Оренбург устранить провал грунта; - на выезде с <адрес> на а/д Казань – Оренбург устранить разрушение дорожного покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями более 3 см. глубиной и 200 кв.см. по площади, а так же просадку грунта на переходном покрытии. Взыскать с администрации муниципального образования «Новоникольский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке. Судья Росляков Е.А.