Решение суда от 15.11.2011 по делу № 2-614 по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО `Тепло` о признании незаконным бездействия,выразившегося в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 15 ноября 2011 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Янкевич Е.Н.,

с участием и.о. прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,

при секретаре Томиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тепло» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Тепло» о признании незаконным бездействия, выразившихся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов, указав, что согласно Уставу, ООО «Тепло» создано для осуществления предпринимательской деятельности по вопросам местного значения сельсовета и получения прибыли. При этом, основными видами деятельности ООО «Тепло» являются: предоставление услуг по холодному водоснабжению, водоотведению (канализация), сбор и вывоз бытовых отходов; содержание, ремонт жилья, капитальный ремонт; благоустройство. Таким образом, ООО «Тепло» оказывает жилищно-коммунальные услуги населению и является объектом социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга, и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.

Проведенной проверкой установлено, что вход в здание ООО «Тепло», являющееся объектом социальной инфраструктуры и предназначенное для оказания жилищно-коммунальных услуг населению, не приспособлен для маломобильных групп населения-инвалидов, т.к. отсутствует пандус для въезда в здание на инвалидных колясках, что является нарушением требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (принятой Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 года), меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

Просит признать незаконным бездействие ООО «Тепло» в лице директора Н.В.Г., выразившегося в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившей устройство в ООО «Тепло» входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации и обязать устранить допущенные нарушения в срок до 25.10.2011г.

И.о. прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, исковые требования, изложенные в заявлении прокурора Шарлыкского района уточнил, просил признать незаконным бездействие ООО «Тепло», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившей устройство в ООО «Тепло» входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации. От исковых требований в части обязать руководство ООО «Тепло» устранить допущенные нарушения путем установки пандуса на входе в здание ООО «Тепло» в срок до 25.10.2011г. отказался, в связи с добровольным исполнением данных требований ответчиком. Последствия отказа от исковых требований ему разъяснены и понятны. Просил уточненные исковые требования удовлетворить, т.к. на момент проверки данные нарушения имели место.

Отказ заместителя прокурора в части исковых требований об обязании в срок до 25.10.2011г. установить пандус на входе в здание ООО «Тепло», судом принят. Производство по делу в данной части исковых требований прекращено определением суда от 15.11.2011г.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Тепло» К.С.А. действующая на основании доверенности от 11.01.2011, выданной директором ООО «Тепло», согласилась с заявленными требованиями и сообщила, что в здании ООО «Тепло» уже установлено устройство с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (принятой Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 года), меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждении, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, не допускается.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест ( но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Пункт 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу ст. 12 названного Закона жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 (далее СНиП № 73), при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1).

Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещении (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство ( п. 1.2 СНиП № 73).

Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

С этой целью рекомендуется проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (п. 1.5)

Согласно приложения А Санитарных норм и правил № 73, универсальный элемент-это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе для маломобильных групп населения.

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13.СНиП № 73).

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14) Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17).

В соответствии со ст. ст. 36,46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Шарлыкского района установлено, что здание ООО «Тепло» является объектом с посещением инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, не приспособлен для маломобильных групп населения, т.к. отсутствует пандус, для въезда в здание, на инвалидных колясках, что создает препятствия для свободного доступа к указанному объекту и как следствие, нарушает права указанной категории граждан.

Данные нарушения, подтверждены объяснением и.о. прокурора, участвующего в деле, а также справкой проверки прокуратуры Шарлыкского района от 22.09.2011г, иллюстрационными таблицами, информационным письмом директора Общества с ограниченной ответственностью «Тепло» Носова В.Г. об устранении выявленных нарушений путем установки пандусов в количестве трех на входах в здание.

Таким образом, вследствие незаконных бездействий ООО «Тепло», не выполнены требования законодательства, направленные на осуществление государственной политики в сфере социальной защиты прав инвалидов в Российской Федерации, целью которой, является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Тепло» в лице директора ООО «Тепло» Н.В.Г., выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившего устройство в общественном здании ООО «Тепло» входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.

Судья Янкевич Е.Н.