Решение от 30.11.2011г. по делу №2-718/2011 по иску прокурора к администрации МО `Новоникольский сельсовет` о неисполнении требований в области пожарной безопасности



Дело № 2-718/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 30 ноября 2011 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,

с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А.,

при секретаре Кофановой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоникольский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области пожарной безопасности и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Новоникольский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности. В заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Шарлыкского района совместно с начальником ОНД по Шарлыкскому району УГПН ГУ МЧС России по Оренбургской области подполковником внутренней службы М.О.П. проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на избирательных участках Шарлыкского района, в ходе которой установлены нарушения пожарной безопасности указанные в исковом заявлении.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новоникольский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в лице главы Владимирова А.Н., выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устранить допущенные нарушения, а именно: стены отделения почты, встроенного в помещении фойе сельского дома культуры, выполнить противопожарными материалами; из помещения почты оборудовать самостоятельный эвакуационный выход; деревянную перегородку, стену помещения библиотеки, расположенную в зрительном зале на путях эвакуации, выполнить из негорючего материала; разработать план эвакуации; доукомплектовать огнетушители, на каждый огнетушитель завести паспорт установленной формы; установить огнетушители на видном месте вблизи от выхода из помещения на высоте не более 1,5 метра.

Помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А., участвующая в судебном заседании, требования, изложенные в заявлении прокурора Шарлыкского района уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации МО «Новоникольский сельсовет», в лице главы Владимирова А.Н., выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности. От исковых требований в части обязании устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказалась, в связи с добровольным исполнением данных требований ответчиком. Последствия отказа от исковых требований ей разъяснены и понятны. Просила уточненные исковые требования удовлетворить, т.к. на момент проверки данные нарушения имели место.

Отказ помощника прокурора в части исковых требований об обязании администрации МО «Новоникольский сельсовет» устранить выявленные нарушения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, судом принят. Производство по делу в данной части исковых требований прекращено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании, представитель ответчика – глава администрации МО «Новоникольский сельсовет» Владимиров А.Н., с уточненными исковыми требованиями прокурора согласился, пояснив суду, что нарушения указанные в исковом заявлении прокурора действительно имели место. В настоящее время все нарушения устранены, избирательный участок расположенный в СДК с.Новоникольское Шарлыкского района Оренбургской области готов для проведения предстоящих выборов.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора с учетом уточненных требований подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Шарлыкский район от 06.10.2011 № 777-п «Об образовании избирательных участков по выборам депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 года» местонахождением участковой избирательной комиссии в с. Новоникольское является здание Новоникольского сельского дома культуры (избирательный участок ).

Указанное помещение предоставлено для проведения выборов ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Новоникольский сельсовет».

На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования.

Аналогичные положения содержатся в ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации».

В соответствии со ст. 63 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон) первичные меры пожарной безопасности, в том числе, включают в себя:

реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности муниципального образования и объектов муниципальной
собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития
территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного
водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной
безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной
собственности;

- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно ст. 88 Закона части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека.

В соответствии с п.1 ст.89 Закона эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

Части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами и должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами (п.9 ст.89 Закона).

Согласно п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

- устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить инвентарь и материалы;

- устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

- применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

В нарушение вышеназванных требований законодательства в ходе проведенной проверки установлено, что в помещении фойе сельского дома культуры с. Новоникольское встроено отделение почты, стены и перегородки которого выполнены из горючего материала. Отсутствует самостоятельный выход из помещения почтового отделения.

Кроме того, в сельском доме культуры в помещении зрительного зала расположена библиотека, стены которой также выполнены из горючего материала.

В силу п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Согласно п. 13 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В нарушение данных требований законодательства на момент проверки в сельском доме культуры план эвакуации, а также таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны отсутствуют, тогда как данное здание является местом с массовым пребыванием людей, местом расположения администрации МО «Новоникольский сельсовет», почты и сельской библиотеки.

Данное помещение сельского дома культуры предоставлено главой муниципального образования Владимировым А. Н. для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые состоятся 04.12.2011 г.

Согласно ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями.

В соответствии с п. 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них.

Согласно п. 4.1.1 «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС РФ ОТ 25.03.2009 № 179, количество, тип и ранг огнетушителей, необходимых для защиты конкретного объекта, устанавливают исходя из категории защищаемого помещения, величины пожарной нагрузки, физико-химических и пожароопасных свойств обращающихся горючих материалов, характера возможного их взаимодействия с ОТВ, размеров защищаемого объекта.

Согласно Приложению № 3 к Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей.

Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме (п. 16 Приложению № 3).

В нарушение данных требований законодательства в здании сельского дома культуры с. Новоникольское количество огнетушителей является недостаточным на случай возникновения пожара (на момент проверки в наличии был только один огнетушитель).

Таким образом, обязанность по соблюдению требования пожарной безопасности органами местного самоуправления должным образом не исполнена. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации администрацией муниципального образования Новоникольский сельский совет предоставлено помещение, не соответствующее требованиям пожарной безопасности.

Данные нарушения подтверждены объяснения лиц участвующими в деле, а также письмом начальника ОНД по Шарлыкскому району от 07.11.2011г. (л.д.7), актом проверки избирательного участка (л.д.8).

Таким образом, вследствие незаконных действий главы администрации МО «Новоникольский сельсовет» Владимирова А.Н. не выполнены требования законодательства о пожарной безопасности.

Суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоникольский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области пожарной безопасности, в лице главы Владимирова А.Н., с учетом признания иска ответчиком надлежит удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новоникольский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в лице главы Владимирова А.Н., выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.

Судья Росляков Е.А.