Дело № 2-613/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 15 ноября 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующей судьи Янкевич Е.Н., с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А., при секретаре Томиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению НПО «ПУ-62», о признании незаконным бездействия выразившееся в нарушении требований законодательства о социальной защите инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия ГОУ НПО «ПУ-62», выразившееся в нарушении требований законодательства о социальной защите инвалидов. В иске указано, что Прокуратурой Шарлыкского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей инвалидов проведена проверка, в ходе которой установлено, что вход в здание общественно бытового комплекса ГОУ НПО «ПУ-62», не приспособлен для маломобильных групп населения, т.к. отсутствует пандус для въезда в здание на инвалидных колясках. Просит признать незаконным бездействие ГОУ НПО «ПУ-62» в лице директора ГОУ НПО «ПУ-62» Г.А.П., выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившего устройство в общественном бытовом комплексе входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации, и обязать устранить допущенные нарушения в срок до 25.10.2011г. Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, исковые требования, изложенные в иске прокурора Шарлыкского района уточнил, просил признать незаконным бездействие ГОУ НПО «ПУ-62» в лице директора образовательного учреждения Г.А.П., выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившего устройство в общественно бытовом комплексе входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих, технические средства реабилитации. От исковых требований в части обязания руководства ГОУ НПО «ПУ-62» устранить допущенные нарушения путем установки пандуса на входе в общественно бытовой комплекс в срок до 25.10.2011г. отказался, в связи с добровольным исполнением данных требований ответчиком. Последствия отказа от исковых требований ему разъяснены и понятны. Просил уточненные исковые требования удовлетворить, т.к. на момент проверки данные нарушения имели место. Отказ помощника прокурора в части исковых требований об обязании в срок до 25.10.2011г. установить пандус на входе в общественно бытовой комплекс, судом принят. Производство по делу в данной части исковых требований прекращено определением суда от 25.10.2011г. В судебном заседании директор государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 62» Г.А.П. с уточненными исковыми требованиями прокурора согласился, пояснив суду, что нарушения указанные в исковом заявлении действительно имели место. В настоящее время пандус для инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации на входе в общественно бытовой комплекс установлен. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб. В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждении, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Пункт 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В силу ст. 12 названного Закона жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)" утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 (далее СНиП № 73), при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1). В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Шарлыкского района установлено, что здание общественно бытового комплекса государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 62» является объектом с массовым посещением учащихся, однако вход в здание не приспособлен для маломобильных групп населения, т.к. отсутствует пандус для въезда на инвалидных колясках, что создает препятствия для свободного доступа к указанному объекту и как следствие нарушает права указанной категории граждан. Данные нарушения подтверждены объяснениями лиц участвующими в деле, а также справкой проверки прокуратуры Шарлыкского района от 22.09.2011г. (л.д.7-8), иллюстрационной таблицей (л.д.9-11). Таким образом, в результате незаконного бездействия директора государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 62» Г.А.П. не выполнены требования законодательства направленные на осуществление государственной политики в сфере социальной защиты прав инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. На основании ст.173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Руководствуясь статьями 39, 173, 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 62», в лице директора образовательного учреждения Г.А.П., выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и не обеспечившего устройство в общественно бытовом комплексе входа с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке. Судья Янкевич Е.Н.