Дело № 2-678/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Шарлык 13 декабря 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., при секретаре Кофановой Т.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Преображенский сельский совет» Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в неисполнении требований об отходах производства и потребления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Преображенский сельсовет», Шарлыкского района Оренбургской области, выразившегося в неисполнении требований законодательства об отходах производства и потребления, указав, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления Шарлыкского сельсовета Шарлыкского района Оренбургской области. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения, так в частности установлено, что администрацией МО «Преображенский сельсовет» до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Преображенский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, в связи с непринятием мер, по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, о порядке осуществления такого сбора и обязать устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении просила их удовлетворить. Представитель ответчика – администрации МО «Преображенский сельсовет», извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрении дела перед судом не ходатайствовал. Суд полагает рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С 27.11.2009 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью данного закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно пунктам 8, 9 ст.10 названного Закона, с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года -электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. В соответствии с Классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», ртутные лампы относятся к I классу опасности, к которому согласно федеральному законодательству относятся чрезвычайно опасные отходы. Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Отработанные ртутьсодержащие лампы - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента (пункт 2 Правил). В силу пунктов 8, 9 Правил, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации. В ртутных лампах используется газовый заряд в парах ртути для получения света. Ртутные лампы дают свечение голубого цвета и интенсивное ультофиолетовое излучение. Ртуть представляет собой тяжелую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты. В соответствии с Государственным стандартом СССР охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения ГОСТ 17.4.1.02-83 Приложение 1, ртуть отнесена к 1 классу опасности. Пунктами 13.1.2.2, 13.1.4.3, 13.1.4.5. "ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А. проведена проверка соблюдения администрацией МО «Преображенский сельсовет» исполнения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проведенной проверки было установлено, что администрацией муниципального образования «Преображенский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. Данные нарушения подтверждены также материалами дела: справкой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), письмом главы сельсовета в адрес прокуратуры Шарлыкского района (л.д.7). Судом установлено, что бездействие администрации МО «Преображенский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по организации сбора ртутьсодержащих ламп, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления вышеизложенных требований, пунктов 8, 9 части 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, что влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Преображенский сельсовет», выразившегося в неисполнении требований законодательства об отходах производства и потребления, обосновано и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Преображенский сельсовет» удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Преображенский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в лице главы Лаховой Л.И., выразившееся в непринятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Обязать администрацию муниципального образования «Преображенский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а так же информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд. Судья Росляков Е.А.
Работы с повышенной опасностью. Организация проведения" (утв. Минэкономики РФ 19.02.1998) закреплено, что хронические отравления развиваются при длительном воздействии малых концентраций вредных веществ, способных накапливаться в организме. Симптомы отравлений возникают спустя недели и месяцы после контакта с такими веществами и иногда ведут к хроническим заболеваниям (ртуть, например, вызывает хронические отравления, которые могут долгое время протекать бессимптомно). Сенсибилизирующие вещества после относительно непродолжительного воздействия на организм вызывают повышенную чувствительность к этому веществу. Последующие воздействия даже незначительных количеств этого вещества приводят к быстро развивающейся реакции, вызывающей кожные заболевания, астматические явления, болезнь крови (ртуть, альдегиды, ароматические нитро-, нитрозо- и аминосоединения и др.). По характеру воздействия на организм химические вредные производственные факторы подразделяются в том числе на мутагенные, вызывающие нарушения наследственного аппарата человека, отражающиеся на его потомстве (соединения ртути и свинца, оксид этилена и др.).