Дело № 2-698/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Шарлык 13 декабря 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., при секретаре Кофановой Т.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Титовский сельский совет» Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в неисполнении требований об отходах производства и потребления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Титовский сельсовет», Шарлыкского района Оренбургской области, выразившегося в неисполнении требований законодательства об отходах производства и потребления, указав, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления Шарлыкского сельсовета Шарлыкского района Оренбургской области. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения, так в частности установлено, что администрацией МО «Титовский сельсовет» до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Титовский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, в связи с непринятием мер, по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, о порядке осуществления такого сбора и обязать устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении просила их удовлетворить. Представитель ответчика – администрации МО «Титовский сельсовет», в лице главы сельсовета Набатчикова Ю.В. против искового заявления не возражал, подтвердил факт прокурорской проверки, выявленные при этом нарушения и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении прокурора. Также пояснил, что намерен в ближайшее время, устранить допущенные нарушения, но из-за недостаточности денежных средств в бюджете сельсовета необходимые для проведения данных мероприятий просил установить срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. против установления срока до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения выявленных нарушений заявленного главой «Титовского сельсовета» не возражала. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С 27.11.2009 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью данного закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно пунктам 8, 9 ст.10 названного Закона, с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года -электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. В соответствии с Классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», ртутные лампы относятся к I классу опасности, к которому согласно федеральному законодательству относятся чрезвычайно опасные отходы. Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Отработанные ртутьсодержащие лампы - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента (пункт 2 Правил). В силу пунктов 8, 9 Правил, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации. В ртутных лампах используется газовый заряд в парах ртути для получения света. Ртутные лампы дают свечение голубого цвета и интенсивное ультофиолетовое излучение. Ртуть представляет собой тяжелую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты. В соответствии с Государственным стандартом СССР охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения ГОСТ 17.4.1.02-83 Приложение 1, ртуть отнесена к 1 классу опасности. Пунктами 13.1.2.2, 13.1.4.3, 13.1.4.5. "ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А. проведена проверка соблюдения администрацией МО «Титовский сельсовет» исполнения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проведенной проверки было установлено, что администрацией муниципального образования «Титовский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. Данные нарушения подтверждены объяснениями лиц участвующих в деле, а также материалами дела: справкой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), письмом главы сельсовета в адрес прокуратуры Шарлыкского района (л.д.7). Судом установлено, что бездействие администрации МО «Титовский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по организации сбора ртутьсодержащих ламп, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления вышеизложенных требований, пунктов 8, 9 части 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, что влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Титовский сельсовет», выразившегося в неисполнении требований законодательства об отходах производства и потребления, обосновано и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Титовский сельсовет» удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Титовский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в лице главы Набатчикова Ю.В. выразившееся в непринятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Обязать администрацию муниципального образования «Титовский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а так же информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд. Судья Росляков Е.А.
Работы с повышенной опасностью. Организация проведения" (утв. Минэкономики РФ 19.02.1998) закреплено, что хронические отравления развиваются при длительном воздействии малых концентраций вредных веществ, способных накапливаться в организме. Симптомы отравлений возникают спустя недели и месяцы после контакта с такими веществами и иногда ведут к хроническим заболеваниям (ртуть, например, вызывает хронические отравления, которые могут долгое время протекать бессимптомно). Сенсибилизирующие вещества после относительно непродолжительного воздействия на организм вызывают повышенную чувствительность к этому веществу. Последующие воздействия даже незначительных количеств этого вещества приводят к быстро развивающейся реакции, вызывающей кожные заболевания, астматические явления, болезнь крови (ртуть, альдегиды, ароматические нитро-, нитрозо- и аминосоединения и др.). По характеру воздействия на организм химические вредные производственные факторы подразделяются в том числе на мутагенные, вызывающие нарушения наследственного аппарата человека, отражающиеся на его потомстве (соединения ртути и свинца, оксид этилена и др.).