Решение от 22.12.2011г. по делу № 2-753/2011 по иску прокурора к администрации МО `Константиновский сельсовет` о признании незаконным бездействия по организации и сбору ТБО



Дело № 2-753/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 22 декабря 2011 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,

с участием помощника Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора Угроватовой Ю.В.,

при секретаре Кандараковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Константиновский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории поселений,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор Юдин Р.В. обратился в Шарлыкский районный суд Оренбургской области с исковым заявлениями в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Константиновский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области. В обоснование заявлений указал на то, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией вышеуказанного сельсовета, по осуществлению сбора и вывозу бытовых отходов с территории населенных мест.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО «Константиновский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области, в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах урны не выставлены. Генеральная схема отчистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась.

Несоблюдение администрацией сельсовета требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО «Константиновский сельсовет» Шарлыкского района, что является нарушением ст.8 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Просил суд, признать: незаконным бездействие администрации МО «Константиновский сельский совет», Шарлыкского района Оренбургской области, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципальных образований и обязать администрацию сельсовета не позднее ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО Шарлыкский район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров, их количество в соответствии с санитарно-эпидеомиологическими правилами и нормами; установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Территориальным управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); принять меры к установке, на улицах муниципальных образований урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.

В судебном заседании помощник Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора Угроватова Ю.В., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в части срока устранения допущенных нарушений исковые требования уточнила, просила обязать ответчика устранить их в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика – администрации МО «Константиновский сельсовет», глава сельсовета Носырев П.В., в судебном заседании исковые требования прокурора признал. Суду пояснил, что выявленные нарушения, указанные в исковом заявлении, действительно имеют место. В настоящее время уже проводиться соответствующая работа в данном направлении и недостатки будут устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит требования природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Принимаемые природоохранным межрайонным прокурором меры направленные на защиту окружающей среды, состояния атмосферного воздуха земель, очевидно, отвечают законным интересам неопределенного круга лиц.

В соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2001г. «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона № 52 –ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так же предусмотрено, что организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии с требованиями ст. 13 вышеназванного Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Как установлено в судебном заседании, проверкой по соблюдению
требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического состояния,
произведенной Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой
установлены нарушения, а именно: не организован надлежащий сбор и вывоз
бытовых отходов и мусора. Сбор мусора и вывоз бытовых отходов осуществляется населением и организациями самостоятельно. Талонная система «самовывоза» мусора не применяется. Порядок вывоза мусора и бытовых отходов у малоимущих граждан, не имеющих возможности вывезти самостоятельно мусор не определен. В домовладениях и на территории муниципального образования специальные площадки для размещения мусоросборных контейнеров и их количество в соответствии с санитарными правилами не определены. На улицах населенных пунктов, как того требуют санитарно-эпидемиологические требования урны не выставлены. Генеральная схема отчистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась, очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась.

Данные нарушения подтверждаются объяснениями лиц участвующих в деле, а также материалами дела.

Оценивая существующие в администрации МО «Константиновский сельский совет», правила сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, суд находит их не соответствующими требованиям действующего законодательства в этой области.

В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.

Пункт 18 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования, сельского совета, относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельсовета.

В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Исследованные судом доказательства, в своей совокупности, позволяют сделать вывод о доказанности бездействия ответчика в организации надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.

Бездействие администрации «Константиновский сельский совет», Шарлыкского района Оренбургской области в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора противоречит Конституции РФ, требованиям названных выше Законов, нарушают права не определенного круга лиц, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории МО, на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные прокурором требования, являются законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Константиновский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования «Константиновский сельский совет», Шарлыкского района Оренбургской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ:

- согласовать с администрацией МО «Шарлыкский район» и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров, их количество, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;

- установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населённых пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребназор);

- принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а так же правилами технической эксплуатации жилого фонда.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в кассационном порядке, через Шарлыкский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Росляков Е.А.