РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Шарлык 15 декабря 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующей судьи Янкевич Е.Н. с участием: помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Поповой Е.А., представителя ответчика – администрации МО «Зерклинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области Б.В.Л., действующего на основании Устава МО, при секретаре Томиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Зерклинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, УСТАНОВИЛ: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Зерклинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области» (далее «МО Зерклинский сельсовет») при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест. В ходе проведенной проверки установлено, что муниципальное образование Зерклинский сельсовет состоит из двух населенных пунктов: села Зеркло и с. Колычево. Численность населения муниципального образования составляет 458 человек, из них в селе Зеркло проживает 326 человек, в с. Колычево 132 человека. Населенный пункт с. Зеркло состоит из 10 улиц, с. Колычево состоит из 5 улиц. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема отчистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше -5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 18 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета. В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории Преображенского сельсовета Шарлыкского района, что является нарушением ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.42 Конституции РФ, которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, не оказывающей вредного воздействия на человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Просит признать незаконным бездействие администрации МО Зерклинский сельсовет Шарлыкского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. - согласовать с администрацией МО Шарлыкский район и Территориальным - установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых - принять меры к установке на улицах муниципального образования урн, в В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям, дала пояснения по тексту искового заявления и просила суд иск удовлетворить. Представитель ответчика – администрации МО «Зерклинский сельсовет», глава данной администрации Б.В.Л. против искового заявления не возражал, подтвердил факт прокурорской проверки, выявленные при этом нарушения и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении прокурора. Также пояснил, что намерен в ближайшее время устранить допущенные нарушения. Согласно Устава МО «Зерклинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области видно, что оно является сельским поселением, к вопросам местного значения сельсовета относятся в т.ч. и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше -5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 18 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета. В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Судом достоверно установлено, что бездействие администрации МО «Зерклинский сельсовет» путем непринятия мер организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, что влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В данном случае суд принимает признание иска ответчиком как не противоречащее закону и не нарушающее права и охраняемые законом интересы других лиц по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На основании ст.173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Таким образом, исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Зерклинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Зерклинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО Зерклинский сельсовет Шарлыкского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. - согласовать с администрацией МО Шарлыкский район и Территориальным - установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых - принять меры к установке на улицах муниципального образования урн, в Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.Н. Янкевич
эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно
которому, отходы производства и потребления подлежат сбору,
2. Обязать администрацию МО Зерклинский сельсовет не позднее
01.05.2012г:
Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории
домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных
контейнеров, их количество, в соответствии с санитарно-
эпидемиологическими правилами и нормами.
отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением
Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (Роспотребнадзор).
соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормами, а
также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
2. Обязать администрацию МО Зерклинский сельсовет не позднее
01.05.2012г:
Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории
домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных
контейнеров, их количество, в соответствии с санитарно-
эпидемиологическими правилами и нормами.
отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением
Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (Роспотребнадзор).
соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормами, а
также правилами технической эксплуатации жилого фонда.