Решение от 28.12.2011г. по делу №2-*761/2011 по иску прокурора Шарлыкского района к администрации МО `Сарманайский сельсовет` о признании незаконным бездействия в сфере организации водоснабжения.



Дело № 2-761/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 28 декабря 2011 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,

с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А.,

при секретаре Кандараковой А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сарманайский сельский совет» Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в сфере организации водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившегося в неисполнении требований законодательства в сфере организации водоснабжения указав, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка по обращению жителей села Сарманай А.Г.Г. и З.М.М. о нарушениях законодательства в сфере организации водоснабжения населения и основ регулирования тарифов коммунального комплекса. В ходе проверки установлено, что между администрации МО «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района и производственным кооперативом «Спецгазмонтаж» был заключен договор, в соответствии с которым водопроводы в селах Сарманай, Перовка, Малослободка Шарлыкского района переданы в безвозмездное пользование производственному кооперативу «Спецгазмонтаж» для организации водоснабжения в вышеуказанных селах.

В дальнейшем, производственным кооперативом «Спецгазмонтаж» осуществлялось водоснабжение указанных населенных пунктов, за что представителями производственного кооператива с населения взималась плата на основании тарифов, установленных на сходе граждан, что противоречит требованиям федерального и регионального законодательства.

В виду того, что водоснабжение населения МО «Сарманайский сельсовет» было организовано в нарушение действующего законодательства, по результатам проверки и выявленным нарушениям, прокуратурой Шарлыкского района в адрес администрации МО «Сарманайский сельсовет» вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере организации водоснабжения и основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Поскольку, несмотря на то, что орган местного самоуправления поселения согласно закону имеет необходимые полномочия и возможности для организации водоснабжения населения и до дня подачи искового заявления в суд, нарушенные требования законодательства, в части организации водоснабжение населения на территории МО «Сарманайский сельсовет» не устранены, прокурор Шарлыкского района просил признать незаконным бездействие администрации МО «Сарманайский сельсовет» в лице главы Ялчина Р.X., выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере организации водоснабжения населения и установления тарифов на водоснабжение. Обязать администрацию МО «Сарманайский сельсовет» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения путем организации водоснабжения в муниципальном образовании Сарманайский сельсовет в соответствии с действующим законодательством; урегулировать тарифы в сфере водоснабжения населения на уровне муниципального района в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2004 3 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Закона Оренбургской области от 28.09.2010 № 3 822/8 87-ГУ-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении просила их удовлетворить. В части срока устранения выявленных недостатков исковые требования уточнила, и просила суд, обязать администрацию МО «Сарманайский сельсовет», устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании, представитель ответчика – администрации МО «Сарманайский сельсовет» Ялчин Р.Х., исковые требования прокурора района с учетом уточнения срока устранения недостатков, признал. Суду пояснил, что действительно летом 2010г. между администрацией Сарманайского сельсовета и производственным кооперативом «Спецгазмонтаж» был заключен договор о безвозмездной временной передаче кооперативу водопровода в сёлах <адрес>, который в настоящее время расторгнут. Плата за пользование водой установлена в ДД.ММ.ГГГГ на сходе граждан. Администрации сельского совета в силу Закона запрещено заниматься какой – либо хозяйственной или иной коммерческой деятельностью, связи с чем переда водопровода на баланс сельсовета является не правильной. Согласен с тем, что установление тарифов на воду должно производиться не сходом сельских граждан, но иные тарифы никто не утверждал, а платить за воду необходимо каждый месяц.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика – главу администрации МО «Сарманайский сельсовет» Ялчина Р.Х., не возражавшего против удовлетворения уточненных исковых требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26. 07. 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее Закон) основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и: услуги организаций коммунального комплекса устанавливает настоящий Федеральный закон. В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно п.2 ст.3 Закона регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520. В соответствии с вышеуказанными Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на холодную воду; тарифы на горячую воду; тарифы на водоотведение; тарифы на очистку сточных вод: тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (пункт 6 раздела II).

Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ст. 157 ЖК РФ),

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Оренбургской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным: кодексом РФ, Федеральными законами от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

В соответствии со ст. 3 Закона Оренбургской области от 28.09.2010 № 3822/887-1У-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области: регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области наделяются государственными полномочиями, установленными пунктами 1 - 7, 9 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций: коммунального комплекса", в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем: коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением организаций коммунального комплекса, потребители которых находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации или нескольких муниципальных городских округов и (или) муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что оплата за потребленное водоснабжение жителями МО «Сарманайский сельсовет» осуществляется на основании тарифов утвержденных на сходе граждан, что является нарушением действующего законодательства в сфере организации водоснабжения. Несмотря на то, что договор между администрацией МО «Сарманайский сельсовет» и СП «Спецгазмонтаж» расторгнут ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени скважины и водопроводы в селах <адрес> состоят на балансе администрации МО «Сарманайский сельсовет». Порядок оплаты за водоснабжение остался пержним и выбран каждым жителем индивидуально согласно установленных на сходе граждан тарифов. Нарушения законодательства, указанные в представлении прокурора Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ не устранены.

Нарушения законодательства в области водоснабжения подтверждены, так же материалами дела, а именно: обращением депутатов МО «Сарманайский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10), копиями квитанций об оплате за воду (л.д.11), копией протокола собрания граждан села <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), письмом главы сельсовета в адрес прокуратуры Шарлыкского района (л.д.7), представлением прокурора Шарлыкского района об устранении нарушений законодательства в сфере организации водоснабжения населения и основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса ( л.д. 21 – 23)

Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации МО «Сарманайский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения населения в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ от 26.07.2006г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отсутствие тарифов на водоснабжение урегулированных в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Закона Оренбургской области от 28.09.2010 № 3 822/8 87-ГУ-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а так же, на формирование и размещение муниципального заказа, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. Пунктом 3 ч. 1 ст. 6 Устава МО «Сарманайский сельсовет» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы мест самоуправления сельсовета обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Согласно п. 10 ст. 35 названного выше Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.

В соответствии с п.1 ст.68 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ, либо обществ с ограниченной ответственностью.

Согласно ст. 47 Устава МО «Сарманайский сельсовет» органы местного» самоуправления вправе создавать и ликвидировать муниципальные предприятие учреждения, участвуют в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Сарманайский сельсовет» в лице главы Ялчина Р. X., выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере организации водоснабжения населения и установления тарифов на водоснабжение обосновано и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сарманайский сельсовет» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в лице главы Ялчина Р.Х., выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере организации водоснабжения населения и установления тарифов на водоснабжение.

Обязать администрацию муниципального образования «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ Организовать водоснабжение в муниципальном образовании «Сарманайский сельский совет» в соответствии с действующим законодательством. Урегулировать тарифы в сфере водоснабжения населения на уровне муниципального района в соответствии с положениями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд, в течение 10 дней.

Судья Росляков Е.А.