Дело № 2-139/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 13 февраля 2012 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А., при секретаре Кандараковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шарлыкского района о признании несоответствующим законодательству отдельных пунктов «Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет», утвержденного У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором указал, что Прокуратурой Шарлыкского района, в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления выявлены нарушения требований законодательства в решении Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет». Нарушения закона в указанном решении Совета депутатов муниципального образования Новомусинский сельсовет и противоречия требованиям федерального законодательства выявлены в пунктах 1.4, 2.2, 2.3 Положения. В связи с данными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района на решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № МО «Новомусинский сельсовет» был принесен протест, который впоследствии решением Совета депутатов был отклонен. Между тем, отдельные нормы Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов МО Новомусинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат требованиям федерального и регионального законодательства. Так, пунктом 2.2 Положения, утвержденного решением Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено, что «сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет в частном секторе осуществляют владельцы жилых домов». Пунктом 2.3 Положения установлено, что «организации и предприятия, расположенные на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет, проводят сбор и вывоз мусора и бытовых отходов самостоятельно». Кроме этого, пунктом 1.4 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет», утвержденного решением Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что «Совет депутатов муниципального образования Новомусинский сельсовет утверждает тарифы по оказанию услуг по вывозу бытовых отходов и мусора». Просит признать несоответствующим закону пункты 1.4, 2.2, 2.3 Положения об Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, заявление прокурора поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд его удовлетворить. Глава администрации муниципального образования «Новомусинский сельсовет» Бадамшина Р.З. действующая в интересах заинтересованного лица, в судебном заседании не участвовала, представив суду письменное заявление, о рассмотрении дела в ее отсутствие с заявлением прокурора согласилась. Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. В силу ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. В соответствии с п.3 ст.23 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, решением Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет». Пунктами 2.2 и 2.3 данного Положения обязанности по сбору и вывозу мусора возложены на граждан, организации и предприятия (л.д.7-8). Решение Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № в части возложения обязанности по сбору и вывозу мусора на граждан, организации, предприятия противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, "твердые и жидкие бытовые отходы" - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В силу подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. В соответствии с Классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», отходы от жилищ несортированные относятся к IV классу опасности. Таким образом, осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов в отсутствии предусмотренной лицензии является нарушением требованием федерального законодательства. Следовательно, владельцы жилых домов, организации и предприятия, расположенные на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет, не могут самостоятельно проводить сбор и вывоз мусора в отсутствии предусмотренной законодательством на данный вид деятельности лицензии. Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155. Учитывая изложенное, возложение обязанности по сбору и вывозу мусора на граждан, организации и предприятия органами местного самоуправления является незаконным. Кроме этого, пунктом 1.4 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомусинский сельсовет», утвержденного решением Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от 28.03.2011 № 18 установлено, что «Совет депутатов муниципального образования Новомусинский сельсовет утверждает тарифы по оказанию услуг по вывозу бытовых отходов и мусора». Данное положение противоречит требованиям законодательства по следующим основаниям. Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В соответствии с п. 10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Вместе с тем, в пункте 1.4 Положения, утвержденного решением Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от 28.03.2011 № 18 отражено, что Совет депутатов муниципального образования Новомусинский сельсовет утверждает тарифы по оказанию услуг по вывозу бытовых отходов и мусора. То есть, в нормативном правовом акте содержится общая формулировка для всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. В п. 1.4 Положения не конкретизировано, что установление тарифов на оказание услуг по вывозу бытовых отходов и мусора распространяется только на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Кроме того, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представительные органы муниципальных образований устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей; согласно п. 2 ст. 5 данного закона органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. Таким образом, пункт 1.4 Положения противоречит вышеперечисленным нормам федерального законодательства. На основании изложенного, требования указанные в заявлении прокурора Шарлыкского района суд признает законными и обоснованными. Представитель заинтересованного лица в письменном заявлении требования признал. В соответствии с положениями ст.173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Суд приходит к выводу то том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области о признании несоответствующим закону пунктов 1.4, 2.2, 2.3 Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198, 253 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Шарлыкского района к Совету депутатов муниципального образования «Новомусинский сельсовет» удовлетворить. Признать несоответствующим закону пункты 1.4, 2.2, 2.3 Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд, в течении месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Росляков Е.А. Решение не вступило в законную силу
решением Совета депутатов муниципального образования «Новомусинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ №, заинтересованное лицо Совет депутатов муниципального образования «Новомусинский сельсовет»,
организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории
муниципального образования Новомусинский сельсовет, утвержденного
решением Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ №.
муниципального образования Новомусинский сельсовет, утвержденного
решением Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ №, надлежит удовлетворить, признав данные пункты не соответствующими закону со дня их принятия.
муниципального образования Новомусинский сельсовет, утвержденного
решением Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ №, со дня их принятия.