Решение от 31.01.2012г. по делу №2-58/2012 по иску прокурора Шарлыкского района к администрации МО `Новоархангельский сельсовет` и Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия по уничтожения биологических отходов



Дело № 2- 58/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 31 января 2012 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,

с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,

при секретаре Кандараковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия выразившееся в неисполнении требований санитарно – эпидемиологического законодательства связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника (биотермической ямы) и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Правительства оренбургской области и администрации МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуации связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов скотомогильника (биотермическая яма), находящегося на территории Новоархангельского сельсовета Шарлыкского района Оренбургской области. В заявлении указано, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов, расположенных на территории Шарлыкского района. В ходе проверки было установлено, что на территории МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района примерно в 2000 метрах от населенного пункта, 200 метрах от пастбища, 600 метрах от водоема, в 2000 метрах от дороги расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. Площадь скотомогильника составляет 9 квадратных метров. Глубина залегания грунтовых вод 5 м. Первое захоронение биологических отходов произведено в ДД.ММ.ГГГГ году. Скотомогильником пользуются жители села Новоархангеловка. Также установлено, что скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе биолого-социальной. При эксплуатации данного объекта на протяжении длительного времени происходит его постепенное разрушение, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. Данный скотомогильник, не состоит ни на чьем балансе. Отсутствие балансодержателя скотомогильника является основанием для отсутствия лица, ответственного за его устройство, оборудование и санитарное состояние.

Далее в заявлении указано, что согласно Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия: населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Так, согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей19 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Новоархангельскому сельсовету Шарлыкского района Оренбургской области не передавались.

Просил суд, признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием: ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области. Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области и обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования с учетом уточнений поддержал, по существу дал пояснения аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – Правительства Оренбургской области извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеется соответствующее почтовое уведомление (л.д.39) в судебное заседание не явился. В представленном отзыве просил рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями не согласился по следующим основаниям: в настоящее время Правительством Оренбургской области принято Постановление -пп от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы». Данная программа принята в соответствии с требования, закрепленные в постановлении Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области». Также принято Постановление Правительства Оренбургской области -пп от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы». Данные постановления никто не обжаловал, соответственно законность данных постановлений не вызывает сомнений и должно исполняться всеми государственными органами, юридическими и физическими на территории Оренбургской области, в связи с чем нельзя признать незаконным бездействия Правительства Оренбургской области по ой причине, что факта «бездействия нет». Денежные средства заложены в бюджет Оренбургской области на 2012 и последующие годы, однако отсутствие балансодержателей у скотомогильников существенно затрудняет осуществление государственного ветеринарного надзора и не позволяет своевременно принять меры по устранению выявленных нарушений ветеринарного законодательства. Предоставление субсидий, в рамках данной Программы, из областного бюджета муниципальным образованиям области осуществляется при условии наличия муниципальных программ и объема средств, предусмотренных в местных бюджета на их реализацию, на основании соглашений, заключенных между администрациями муниципальных образований и органами исполнительной власти. Основными критериями отбора муниципальных образований области на софинансирование строительства, ремонта и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретение специальной техники является наличие правоустанавливающих документов на объекты. До решения вопроса о собственности на скотомогильник, для участия в Программе муниципальное образование может взять его на баланс.

Также в отзыве указано, что в соответствии с п.6.10. «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Следовательно, вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при их отсутствии такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов Российской Федерации». Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 14. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст. 11 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Вместе с тем решение суда невозможно выполнить в короткие сроки, т.к. и исполнение исполнительного производства и исполнение Программы занимает достаточно продолжительное время и при этом необходимо выполнить ряд условий, в том числе по заключению соглашений Правительства с муниципальными образованиями, которые на сегодня муниципальными образованиями не заключены. Просит в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании, глава администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Скляров С.П. действующий в интересах соответчика, с заявлением прокурора Шарлыкского района согласился в полном объеме, пояснив суду, что действительно выявленные прокурорской проверкой нарушения имеют место. На территории сельсовета имеется скотомогильник, однако на балансе сельсовета он не стоит. Действующих сельхозпредприятий (колхозов) которые заинтересованы в использовании скотомогильника на территории сельсовета и которые могли бы поставить его себе на баланс нет. Право собственности не за кем не зарегистрировано, т.е. скотомогильник является бесхозным. Соответствующий запрос о предоставлении выписки сделан в Росреестр, но ответ пока не получен. Денежные средства в бюджете сельсовета на его ремонт и иные работы по приведению территории скотомогильника в соответствующее состояние не запланированы. Из областного или районного бюджета денежные средства на данные цели также не выделяются.

Представитель администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Гаврилова С.В. действующая на основании доверенности, дала суду аналогичные пояснения, что и глава сельсовета.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, на которых расположен скотомогильник, определены как зоны специального назначения. Часть 2 ст. 59 Водного кодекса РФ относит скотомогильники к объектам, оказывающим негативное воздействие на состояние подземных вод.

Статья 45 Конституции Российской Федерация закрепляет положение, согласно которому государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме этого, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов, расположенных на территории Шарлыкского района. Так в частности на территории МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. Скотомогильником пользуются жители села Новоархангеловка. Также установлено, что биотермическая яма (скотомогильник) не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. На чьем либо балансе скотомогильник не состоит и является бесхозным.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц участвующих в деле, а также следующими материалами дела:

- ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму) , из которой усматривается, что она расположена в <адрес>, ограждение скотомогильника отсутствует, сломана бетонная плита перекрытия, первое захоронение отходов было произведено в 1978 году, собственника не имеет. Карточка составлена и подписана ветеринарным инспектором Шарлыкского района С,М.В. (л.д.7-8);

- объяснением заместителя начальника ГУ «Шарлыкское районное управление ветеринарии» Р.Д.А. в соответствии с которым скотомогильник (биотермическая яма) расположенная в <адрес> не имеет оконавливания и глухого забора (л.д.9);

- письмом главы администрации МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого скотомогильник, расположенный на территории муниципального образования на балансе сельсовета не состоит (л.д.35);

- письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы администрации МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района, согласно которого денежные средства в бюджете на 2012 год и плановый 2013-2014 годы на ремонт и иные работы по приведению территории скотомогильника в соответствующее состояние не запланированы (л.д.40);

В соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и
уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным
ветеринарным инспектором Российской Федерации от 05.01.1996г. № 1005 скотомогильник это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются; трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе биолого-социальной. При эксплуатации данного объекта на протяжении длительного времени происходит его постепенное разрушение, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимые
заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение
размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае
возникновения (ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21,12.1994г. «О защите населения
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселений предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

В силу статьи72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи2 Федерального закона от 30 марта 1999года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи26.11 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993года N2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Данная правовая позиция изложена в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.04.2010г. № 32-В10-5.

Доводы представленные в письменном отзыве ответчика Правительства Оренбургской области, суд признает не состоятельными по вышеуказанным основаниям.

Таким образом, требования, изложенные в исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает законными и обоснованными, поскольку эксплуатация скотомогильника с несоблюдением установленных правил создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и причинения вреда здоровью.

Принимая во внимание, что представителем ответчика Правительства Оренбургской области в отзыве указано, что решение суда невозможно выполнить в короткие сроки, суд полагает, в данном случае удовлетворить уточненные требования прокурора в части установления срока для устранения недостатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в данном случае у ответчика, будет реальная возможность для устранения выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу то том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования «Новоархангельский сельский совет», о признании незаконным бездействия выразившееся в неисполнении требований санитарно – эпидемиологического законодательства связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника и обязании устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, надлежит удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198, 258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника (биотермической ямы), находящегося на территории муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области.

Обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, путем оборудования скотомогильника (биотермической ямы), находящегося на территории муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд, в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Росляков Е.А. Решение не вступило в законную силу