Дело №г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Шарлык 13 февраля 2012 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Янкевич Е.Н., с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Самарцева Е.А. при секретаре Томиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сарманайский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения, УСТАНОВИЛ: Оренбургский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в котором указал, что на основании плана работы на 2 полугодие 2011 года природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения муниципального образования Сарманайский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения, так в частности установлено, что ответчиком не приняты меры к разработке и утверждению в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (скважины) и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на источник хозяйственно - питьевого водоснабжения. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, в связи с непринятием мер, по устранению нарушений природоохранного и санитарно эпидемиологического законодательства при осуществлении питьевого водоснабжения населения проживающего в с. Перовка Шарлыкского района и обязать устранить допущенные нарушения в срок до 01.03.2012 года. В связи с тем, что в производстве Шарлыкского районного суда имеются дела № 2-819 и 2-820 по иску Оренбургского природоохранного прокурора к администрации МО «Сарманайский сельсовет» о признании незаконным бездействия по непринятию мер связанных с нарушением требований санитарно - эпидемиологического законодательства в с. Малослободка и с. Сарманай Шарлыкского района Оренбургской области 17.01.2012 года судьей Шарлыкского районного суда Янкевич Е.Н.было вынесено определение об обьединении в одно производство гражданских дел № 2-820, 2-818, 2-819. В судебном заседании заместитель прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Самарцев Е.А., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в части срока устранения допущенных нарушений просил обязать ответчика устранить их в срок до 01.03.2012г. Представитель ответчика – специалист 2 категории администрации МО «Сарманайский сельсовет», У.М.М. в судебном заседании исковые требования прокурора признал. Суду пояснил, что выявленные нарушения, указанные в исковом заявлении, действительно имеют место. В настоящее время ими уже проводиться соответствующая работа в данном направлении и недостатки будут устранены, просит установить срок до 01.09.2012г. 17.01.2012 года Шарлыкским районным судом было вынесено определение о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных исковых требований администрации МО «Шарлыкский район». В судебном заседании представитель МО «Шарлыкский район» К.Т.А.. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном обьеме. Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством (ст.2 ГК РФ). Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. Согласно ст.76 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке, в соответствии с действующим законодательством. Как установлено в судебном заседании Оренбургским природоохранным прокурором Юдиным Р.В. проведена проверка соблюдения администрацией МО «Сарманайский сельсовет» требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В ходе проведенной проверки было установлено, что ответчик осуществляет добычу воды в с. Перовка из 2 скважин, глубиной 40 метров, в с. Малослободка из 2 скважин, глубиной 40 метров, в с. Сарманай из 3 скважин, глубиной 40 метров и распределение ее среди хозяйствующих субъектов и населения с. Перовка, с. Малослободка, с. Сарманай Шарлыкского района с нарушением требований природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства. Ответчиком в нарушение норм действующего законодательства, а также требований ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.6, 1.10, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на водозабор не разработан проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (водозабор). Помимо вышеуказанного до настоящего времени, в нарушении требований п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водоснабжение питьевой водой населения с. Перовка, с. Малослободка, с. Сарманай осуществляется при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на источник хозяйственно-питьевого водоснабжения. Данные нарушения подтверждены объяснениями лиц участвующих в деле, а также материалами дела: объяснением главы сельсовета (л.д.14), программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм на объекте водоснабжения (л.д.20-22). Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения, в том числе водоснабжения, отнесена к вопросам местного значения поселения. Согласно статьям 5, 43, 59 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ к водным объектам относятся подземные водные объекты. Юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. При эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. В соответствии со статьями 1, 2, 6, 9, 11, 22 закона «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1 недра в границах территории РФ являются государственной собственностью и предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых; пользователями недр могут быть юридические лица. Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией. В соответствии с ч.1 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Также ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в т.ч. водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1 ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Согласно ст.11 ч.3 ст.39 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с п.п.4 ч.1 ст.5 Устава администрации муниципального образования «Сарманайский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области к вопросам местного значения сельсовета относятся организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения. Судом установлено, что забор воды из указанных скважин осуществляется ответчиком в нарушение вышеуказанных требований Водного кодекса РФ и ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Бездействие администрации МО «Сарманайский сельсовет» по несоблюдению санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при использовании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в с. Перовка, с. Малослободка, с. Сарманай Шарлыкского района Оренбургской области, что является нарушением ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено праве граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Таким образом, исковое заявление Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сарманайский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения, обосновано и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сарманайский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по устранению отмеченных нарушений природоохранного и санитарно эпидемиологического законодательства при осуществлении питьевого водоснабжения населения проживающего в с. Перовка, с. Малослободка, с. Сарманай Шарлыкского района Оренбургской области. Обязать администрацию муниципального образования «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в срок до 01 сентября 2012 года принять меры: - к разработке и утверждению в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (скважины); - к получению санитарно-эпидемиологическое заключения на источник хозяйственно - питьевого водоснабжения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 10 дней в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд. Судья Янкевич Е.Н.