решение от 25.05.2012г. по делу № 2-464 по иску прокурора Шарлыкского р-на Оренбургской области к администрации МО Шарлыкский р-он о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного



Дело № 2-464/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Шарлык 25 мая 2012 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Рослякова Е.А.

с участием: помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Поповой Е.А.,

представителя ответчика – администрации МО «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области Булахтиной Л.И.,

при секретаре Кандараковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шарлыкский сельсовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения, указав, что прокуратурой Шарлыкского района совместно с ОГИБДД МОМВД России «Шарлыкский» проведено обследование эксплутационного состояния пешеходных переходов расположенных в районном центре <адрес>.

В ходе обследования установлено, что на пе<адрес> в районе детского сада и , зона пешеходного перехода увеличена, не соответствует требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ. ГОСТ Р. 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», согласно которого зона действия пешеходного перехода должна быть не менее 4 метров и не превышать 6 метров. Фактически зона пешеходного перехода на данном участке составляет более 10 метров. На <адрес> в районе Шарлыкской средней общеобразовательной школы зона действия пешеходного перехода увеличена, также не соответствует требованиям ГОСТ так как фактически зона пешеходного перехода на данном участке составляет более 14 метров.

Движение пешеходов при имеющихся нарушениях на пе<адрес> в районе детского сада и , на <адрес> в районе СОШ представляют угрозу безопасности дорожного движения пешеходов (детей), в связи с необоснованным увеличением ширины пешеходного перехода и соответственно времени перехода. До настоящего периода времени меры по устранению данных нарушений не предприняты.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» <адрес> выразившееся в непринятии мер по соблюдению Федерального закона РФ № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О соблюдении дорожного движения» и обязать устранить нарушения путем приведения зоны пешеходных переходов в соответствии с ГОСТ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Попова Е.А. уточнила исковые требования в части срока устранения нарушений, просила установить срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ, в остальном поддержала исковые требования по изложенным в нем основаниям, дала пояснения по тексту искового заявления и просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации МО «Шарлыкский сельсовет», заместитель главы сельской администрации Булахтина Л.И. против искового заявления с учетом уточненного срока устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, не возражала, подтвердила факт обследования пешеходных переходов, выявленные при этом нарушения и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении прокурора.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Статье 3 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Шарлыкского района выявлено, что в нарушение требований Федерального закона Российской Федерации № 196 - ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» пешеходные переходы на пе<адрес> в районе детского сада и и на <адрес> в районе <адрес> не соответствуют ГОСТ Р. 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», т.к. имеют, зону действия пешеходного перехода более 6 метров.

Данные нарушения подтверждены пояснением помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., представителя ответчика Булахтиной Л.И., а также материалами дела: информацией начальника ОГИБДД МОМВД России «Шарлыкский» В.А.Н. (л.д.7), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), объяснением старшего государственного инспектора ДН, ОГИБДД МОМВД России «Шарлыкский» Д.А.В. (л.д.9).

Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007г.) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

3) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 196 -ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон Российской Федерации №196-ФЗ от 10.12.1995 года) дорожное движение-совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения - состояние
данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от
дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.).

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.).

Согласно п. 5 ст. 5 Устава муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» Оренбургской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом достоверно установлено, что бездействие администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выразившееся непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения нарушают права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, что гарантируется государством и обеспечивается путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, исковые требования прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шарлыкский сельсовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по соблюдению Федерального закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О соблюдении дорожного движения».

Обязать администрацию муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области устранить нарушения путем приведения зоны пешеходных переходов на <адрес> в районе детского сада и , на <адрес> в районе <адрес> в соответствие с требованиями п.6.2.17. ГОСТ Р. 52289-2004 - «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Росляков