Дело № 2-503/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Шарлык 29 мая 2012 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Рослякова Е.А. с участием: помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Поповой Е.А., представителя ответчика – главы администрации МО «Парадеевский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области Колыченкова М.С., при секретаре Кандараковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Парадеевский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства в области дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Парадеевский сельсовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства в области дорожного движения, указав, что прокуратурой Шарлыкского района совместно с ОГИБДД МОМВД России «Шарлыкский» районным отделом образования проведена проверка исполнения законодательства направленного на обеспечение безопасности перевозки несовершеннолетних учащихся и исполнения Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществление полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, по которым проходят школьные маршруты. В ходе проведённой проверки установлено, что по школьному маршруту <адрес> и обратно, осуществляется перевозка 7 учащихся МБОУ «<адрес>. По указанному маршруту выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Так в частности в селе Парадеево в месте остановки автобуса на <адрес> отсутствует посадочная площадка, отсутствует дорожный знак 6.3.1. «Место разворота», «Место остановки автобуса» не обозначено дорожным знаком 5.16, отсутствует график движения автобуса, отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети». В <адрес> - посадка и высадка детей производится на <адрес>, отсутствует автобусная остановка, посадочная площадка, что является нарушением п. п. З.1.1., 3.3.1. ОСТ 218.1.002-2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования, утв. Распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 23.05.2003 г. № ИС-460-р, место остановки автобуса не обозначено дорожным знаком 5.16 «Место остановки автобуса», место разворота не обозначено дорожным знаком 6.3.1. «Место разворота», графика движения автобуса имеется, но требует обновления, искусственного освещение нет, дорожный знак 1.23 «Дети» отсутствует. Выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности ответчика нарушают законные интересы несовершеннолетних учащихся школы, ставя в опасность их жизнь и здоровье. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Парадеевский сельский совет» в связи с неисполнением законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении посадки и высадки детей на маршрутах функционирования школьного автобуса <адрес> и обратно, и обязать устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. исковые требования к администрации МО «Парадеевский сельсовет» уточнила. От исковых требований, в части обязать администрацию МО «Парадеевский сельсовет» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устранить выявленные в ходе проверки нарушения, в селе <адрес>, а именно: место остановки автобуса по адресу <адрес> обозначить дорожным знаком 5.16 «Место остановки автобуса», обновив график движения автобуса; место разворота обозначить дорожным знаком 6.3.1. «Место разворота», установить искусственное освещение в месте посадки и высадки детей; установить дорожный знак 1.23 «Дети»; становить посадочную площадку (автобусную остановку) отказалась, поскольку <адрес> входит в Преображенский сельский совет. Просила производство по делу в данной части прекратить. В остальной части заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить. Определение о прекращении дела в части вынесено и оглашено в судебном заседании. Представитель ответчика – глава администрации МО «Парадеевский сельсовет», Колыченков М.С. против искового заявления, с учетом уточнения в судебном заседании не возражал, подтвердил факт, выявленных нарушений и обстоятельств, изложенных в исковом заявлении прокурора. Пояснив, что <адрес> действительно не входит в Парадеевский сельский совет. Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора с учетом уточнения, подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 13 Федерального Закона № 257 от 08.11.2007 г. (в В соответствии со ст. 3 ч. 1 п. 1 Федерального закона автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя элементы обустройства автомобильных дорог. Согласно ст. 1 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП снижение тяжести их последствий. В силу положений ст. 2 Закона безопасность дорожного — есть состояние процесса, отражающее степень защищенности участников ДТП. Согласно ст. 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и субъектов федерации решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокуратурой <адрес> выявлено, что по школьному маршруту <адрес> и обратно, осуществляется перевозка 7 учащихся <адрес>. По указанному маршруту выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения указанные в исковом заявлении прокурора. Данные нарушения подтверждены пояснением помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., представителем ответчика Колыченковым М.С., а также материалами дела: информацией заведующего РОО об организации школьных перевозок (л.д.5), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями (л.д.8-12). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007г.) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 3) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. 4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.). Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.). Согласно п. 5 ст. 5 Устава муниципального образования «Парадеевский сельсовет» Оренбургской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения. Судом достоверно установлено, что бездействие администрации МО «Парадеевский сельсовет» выразившееся непринятии мер по соблюдению законодательства в области дорожного движения нарушают права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, что гарантируется государством и обеспечивается путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности в области дорожного движения. Выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности МО «Парадеевский сельский совет» нарушают законные интересы несовершеннолетних учащихся МБОУ «Парадеевская СОШ», перевозимых на школьном автобусе по маршруту <адрес> и обратно, ставя в опасность их жизнь и здоровье в виду несоблюдения требований законодательства, обеспечивающих безопасность пешеходов и пассажиров. Таким образом, исковые требования прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Парадеевский сельсовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Парадеевский сельсовет» Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства в области дорожного движения удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Парадеевский сельсовет» в связи с неисполнением законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении посадки и высадки детей на маршрутах функционирования школьного автобуса <адрес> и обратно. Обязать администрацию МО «Парадеевский сельсовет» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устранить выявленные в ходе проверки нарушения, а именно: - место посадки и высадки детей в <адрес> оборудовать дорожным знаком 6.3.1. «Место разворота»; - «место остановки автобуса» обозначить дорожным знаком 5.16, с размещение графика движения автобуса; - установить дорожный знак 1.23 «Дети» - установить посадочную площадку (автобусную остановку) Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.А. Росляков
ред. 03.12.2008 г. далее Федеральный закон) «Об автомобильных дорогах и
дорожной деятельности в РФ» к обязанностям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.