Дело № 2-479/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Шарлык 20 июня 2012 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Янкевич Е.Н. с участием: помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Поповой Е.А., представителя ответчика – главы администрации МО «Илькульганский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области Томина А.Н. при секретаре Томиной О.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к администрации муниципального образования «Илькульганский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к администрации МО «Илькульганский сельсовет» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, указав, что прокуратурой Шарлыкского района совместно с ОГИБДД МОМВД России «Шарлыкский» районным отделом образования проведена проверка исполнения законодательства направленного на обеспечение безопасности перевозки несовершеннолетних учащихся и исполнения Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществление полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, по которым проходят школьные маршруты. В ходе проведённой проверки установлено, что по школьному маршруту с. Бараково - с. Рождественка - с.Илькульган и обратно, осуществляется перевозка 13 учащихся МБОУ «Илькульганская средняя общеобразовательная школа» Шарлыкского района. По указанному маршруту выявлены следующие нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. В селе Илькульган в месте посадки и высадки детей отсутствуют перед школой дорожные знаки 6.3.1. «Место разворота» и 5.16 «Место остановки автобуса»; дорожный знак 1.23 «Дети» установлен непосредственно на остановке и не предупреждает заблаговременно водителей о возможном появлении детей. В селе Рождественка в месте посадки и высадки детей не установлен дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса»; имеется только один дорожный знак 1.23 «Дети»; отсутствует график движения автобуса; отсутствует искусственное освещение; имеется только один дорожный знак 1.23 «Дети» со стороны с.Бараково. В селе Бараково - в месте посадки и высадки детей не установлены дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и 6.3.1 «Место разворота»; отсутствует график движения; отсутствует искусственное освещение; имеется один дорожный знак со стороны автодороги Шарлык- Новосергиевка, со стороны с.Рождественка дорожный знак 1.23 «Дети» отсутствует. Выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности ответчика нарушают законные интересы несовершеннолетних учащихся школы, ставя в опасность их жизнь и здоровье. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Илькульганский сельсовет» в связи с неисполнением законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении посадки и высадки детей на маршрутах функционирования школьного автобуса с. Бараково - с. Рождественка - с.Илькульган и обратно, обязать устранить допущенные нарушения в срок до 01.09.2012 года. В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. исковые требования поддержала в части установки дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса и 6.3.1 «Место разворота» в месте остановки школьного автобуса в с. Илькульган установки второго дорожного знака 1.23 «Дети» в месте посадки и высадки детей, от остальных требований к устранению недостатков отказалась. Определением Шарлыкского районного суда от 20.06.2012г, дело в части заявленных исковых требований об установке дорожных знаков по селу Бараково и по селу Рождественка прекращено. Представитель ответчика – глава администрации МО «Илькульганский сельсовет», Томин А.Н. с учетом отказа прокурора в части иска, согласился с исковыми требованиями, изложенных в исковом заявлении. Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 13 Федерального Закона № 257 от 08.11.2007 г. (в ред. 03.12.2008 г. далее Федеральный закон) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к обязанностям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии со ст. 3 ч. 1 п. 1 Федерального закона автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя элементы обустройства автомобильных дорог. Согласно ст. 1 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП снижение тяжести их последствий. В силу положений ст. 2 Закона безопасность дорожного — есть состояние процесса, отражающее степень защищенности участников ДТП. Согласно ст. 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и субъектов федерации решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В судебном заседании установлено, что в ходе проведённой проверки движения по школьному маршруту выявлены следующие нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. В селе Илькульган в месте посадки и высадки детей отсутствуют перед школой дорожные знаки 6.3.1. «Место разворота» и 5.16 «Место остановки автобуса»; дорожный знак 1.23 «Дети» установлен непосредственно на остановке и не предупреждает заблаговременно водителей о возможном появлении детей. Данные нарушения подтверждены пояснением помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., главы администрации МО «Илькульганский сельсовет» Томина А.Н., а также материалами дела: информацией заведующего РОО об организации школьных перевозок (л.д.4), актом проверки от 09.04.2012г. (л.д.6), фотографиями (л.д.7-15). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007г.) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 3) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. 4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.). Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.). Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности в области дорожного движения. Судом достоверно установлено, что бездействие администрации МО «Илькульганский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по соблюдению законодательства в области дорожного движения нарушают законные интересы несовершеннолетних учащихся МБОУ «Илькульганская СОШ», перевозимых на школьном автобусе, ставя в опасность их жизнь и здоровье в виду несоблюдения требований законодательства, обеспечивающих безопасность пешеходов и пассажиров. Таким образом, исковые требования прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к администрации МО «Илькульганский сельсовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к администрации муниципального образования «Илькульганский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Илькульганский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в связи с неисполнением законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении посадки и высадки детей на маршрутах функционирования школьного автобуса в с.Илькульган Шарлыкского района Оренбургской области. Обязать администрацию МО «Илькульганский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в срок до 01.09.2012 года, устранить выявленные в ходе проверки нарушения, а именно: - установить в селе Илькульган Шарлыкского района оренбургской области, в месте остановки школьного автобуса дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и 6.3.1 «Место разворота». - Установить второй дорожный знак 1.23 «Дети» в месте посадки и высадки детей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.Н.Янкевич