Дело № 2- 532/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 19 июня 2012 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., при секретаре Кандараковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия выразившееся в неисполнении требований санитарно – эпидемиологического законодательства связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника (биотермической ямы) и обязании устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Правительства оренбургской области и администрации МО «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуации связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов скотомогильника (биотермическая яма), находящегося на территории Ратчинского сельсовета Шарлыкского района Оренбургской области. В заявлении указано, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов, расположенных на территории Шарлыкского района. В ходе проверки было установлено, что на территории МО «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района примерно в 1750 метрах от населенного пункта, 200 метрах от пастбища, 250 метрах от водоема, в 600 метрах от дороги расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. Площадь скотомогильника составляет 30 квадратных метров. Глубина залегания грунтовых вод 15 м. Первое захоронение биологических отходов произведено в 1978 году. Скотомогильником пользуются жители села Ратчино. Также установлено, что скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе биолого-социальной. При эксплуатации данного объекта на протяжении длительного времени происходит его постепенное разрушение, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. Данный скотомогильник, не состоит ни на чьем балансе. Отсутствие балансодержателя скотомогильника является основанием для отсутствия лица, ответственного за его устройство, оборудование и санитарное состояние. Далее в заявлении указано, что согласно Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия: населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Так, согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей19 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Ратчинскому сельсовету Шарлыкского района Оренбургской области не передавались. Просил суд, признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием: ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории МО «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области. Обязать, Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А., участвующий в судебном заседании, исковые требования прокурора района поддержала, по существу дала пояснения аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении, просила суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории МО « Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области и обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика – Правительства Оренбургской области извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеется соответствующее почтовое уведомление (л.д.17) в судебное заседание не явился. В судебном заседании, глава администрации муниципального образования «Ратчинский сельсовет» Каравайцев В.В. действующий в интересах соответчика исковые требования прокурора признал, пояснил, что действительно выявленные нарушения имеют место быть, но так как право собственности на данный скотомогильник ни за кем не зарегистрировано. на балансе сельсовета он не стоит, то денежные средства на его ремонт и иные работы не выделяются. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с ч.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, на которых расположен скотомогильник, определены как зоны специального назначения. Часть 2 ст. 59 Водного кодекса РФ относит скотомогильники к объектам, оказывающим негативное воздействие на состояние подземных вод. Статья 45 Конституции Российской Федерация закрепляет положение, согласно которому государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме этого, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46). В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов, расположенных на территории Шарлыкского района. Так в частности на территории МО «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. Скотомогильником пользуются жители села Ратчино. Также установлено, что биотермическая яма (скотомогильник) не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. На чьем либо балансе скотомогильник не состоит и является бесхозным. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц участвующих в деле, а также следующими материалами дела: - ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму) № 3, из которой усматривается, что она расположена в Оренбургской области Шарлыкском районе, с.Ратчино, ограждение скотомогильника состоит из деревянных столбов обтянутых проволокой, первое захоронение отходов было произведено в 1978 году, собственника не имеет. Карточка составлена и подписана ветеринарным инспектором Шарлыкского района ФИО4 (л.д.9-10); - объяснением заместителя начальника ГУ «<адрес>» ФИО5 в соответствии с которым скотомогильник (биотермическая яма) расположенная в <адрес> не имеет сплошного ограждения, не имеет люка с замком, нет навеса (л.д.7); - письмом главы администрации МО «Ратчинский сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого скотомогильник, расположенный на территории муниципального образования на балансе сельсовета не состоит (л.д.14); В соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе биолого-социальной. При эксплуатации данного объекта на протяжении длительного времени происходит его постепенное разрушение, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимые В силу статьи72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи2 Федерального закона от 30 марта 1999года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи26.11 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993года N2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Данная правовая позиция изложена в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.04.2010г. № 32-В10-5. Таким образом, требования, изложенные в исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает законными и обоснованными, поскольку эксплуатация скотомогильника с несоблюдением установленных правил создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и причинения вреда здоровью. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу то том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования «Константиновский сельский совет», о признании незаконным бездействия выразившееся в неисполнении требований санитарно – эпидемиологического законодательства связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника и обязании устранить допущенные нарушения, надлежит удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198, 258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника (биотермической ямы), находящегося на территории муниципального образования «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области. Обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, путем оборудования скотомогильника (биотермической ямы), находящегося на территории муниципального образования «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд, в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Росляков Е.А.
уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным
ветеринарным инспектором Российской Федерации от 05.01.1996г. № 1005 скотомогильник это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются; трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение
размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае
возникновения (ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21,12.1994г. «О защите населения
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселений предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.