Дело № 2-547/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 06 июля 2012 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Янкевич Е.Н., с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., при секретаре Томиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Христенко Н.В. о запрете складирования навоза и твердых бытовых отходов в прибрежной защитной полосе водного объекта, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Христенко Н.В. о запрете складирования навоза и твердых бытовых отходов в прибрежной защитной полосе водного объекта, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, прокуратурой Шарлыкского района, совместно с инженером – экологом <адрес> М.В.К., проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов. В ходе проверки установлено, что Христенко Н.В., жительница <адрес> проживающая на <адрес> на расстоянии 15 метров впереди от собственного дома, в пределах водоохраной зоны и прибрежной полосы <адрес>, на расстоянии 15-20 метров, от уреза воды реки <адрес> складирует твердые бытовые отходы: пластмассовые бутылки, коробки, прочий мусор. Согласно статье 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По смыслу указанных статей Конституции пользование землей и другими природными ресурсами не должно наносить ущерб окружающей среде и не должно нарушать права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.51 ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, окружающей среды, среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными нормами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с требованиями ст.56 Водного кодекса РФ запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. Согласно ст.65 Водного Кодекса РФ территории, которые примыкают к береговой линии рек, являются водоохранными зонами, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохраной зоны рек устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от 50 километров и более – в размере 200 метров. Ширина прибрежной защитной полосы при уклоне берега водного объекта 3 и более градуса составляет 50 метров. В границах водоохранных зон запрещается: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Указанные требования законодательства ответчиком Христенко Н.В. не исполняются, что приводит к загрязнению водного объекта в период весеннего паводка и обильных дождей в результате смыва отходов в реку, что в свою очередь, приводит к заиливанию дна реки и может привести к негативному воздействию на объекты животного мира и среду их обитания. Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление и прекращение в полном объеме по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидаций зданий, строений, сооружений и иных объектов. В соответствии со ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом. Просит обязать Христенко Н.В. ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и провести очистку уреза воды реки <адрес> в непосредственной близости от домовладения по адресу: <адрес> срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а так же запретить ей складирование твердых бытовых отходов в водоохраной зоне. В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. исковые требования поддержала в полном обьеме, просила иск удовлетворить, установить срок для ликвидации свалки твердых бытовых отходов до ДД.ММ.ГГГГ Ответчик Христенко Н.В. в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела без её участия, с признанием заявленных исковых требований в полном обьеме. Также в заявлении указано, что твердые бытовые отходы с места свалки убраны. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Исследованными судом доказательствами подтверждается факт складирование твердых бытовых отходов в водоохраной зоне водного объекта - реки Куюргаза в селе <адрес> в пределах придомовой территории по <адрес>. Согласно письма прокурора района Д.В. Ацыховского № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное заместителю министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>, в связи с проводимой прокуратурой проверкой исполнения экологического законодательства в водоохранных зонах рек расположенных в <адрес>, руководствуясь полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и информацией Министерства от ДД.ММ.ГГГГ за № КК-12-20/11424, он просит направить в прокуратуру Шарлыкского района для проведения совместной проверки, запланированной на ДД.ММ.ГГГГ, инженера – эколога М.В.К. Согласно справки заместителя прокурора Шарлыкского района Е.А.Самарцева и инженера –эколога <адрес> М.В.К. от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> прокуратурой Шарлыкского района, совместно с инженером- экологом <адрес> М.В.К., проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов. В ходе проверки установлено, что Христенко Н.В., проживающая в доме по адресу: <адрес>, в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Куюргаза, на расстоянии 15-20 метров от уреза воды реки <адрес> складирует твердые бытовые отходы. Христенко Н.В., которая складировала бытовые отходы в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки <адрес>, нарушила требования ст. 9, 42 Конституции, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По смыслу указанных статей Конституции пользование землей и другими природными ресурсами не должно наносить ущерб окружающей среде и не должно нарушать права и законные интересы других лиц. Также Христенко Н.В. и другие жители <адрес> нарушили статью 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, статью 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, требования статей 56,65 Водного кодекса Российской Федерации. На основании вышеперечисленных нарушений, в отношении жителей, допустивших нарушения, прокуратурой района были подготовлены и направлены исковые заявления в Шарлыкский районный суд о запрете складирования твердых бытовых отходов, мусора. В материалах дела имеется объяснение данное ДД.ММ.ГГГГ Христенко Н.В. которая не отрицала факт складирования недалеко от <адрес>, твердых бытовых отходов. Из объяснений ответчицы направленных в суд следует, что ею ликвидирована свалка твердых бытовых отходов. Однако кроме объяснений ответчицы, других письменных доказательств подтверждающих доводы ответчицы не имеется, поэтому имеются все основания для удовлетворения исковых требований. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Христенко Н.В. ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и провести очистку уреза воды реки <адрес> в непосредственной близости от домовладения по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ. Запретить Христенко Н.В. производить складирование твердых бытовых отходов в водоохранной зоне водного объекта - реки Куюргаза в селе <адрес>. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение одного месяца через Шарлыкский районный суд в апелляционном порядке. Судья Янкевич Е.Н.