Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 17 января 2011 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующей судьи Мелиховой Н.П.,
с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Самарцева Е.А.
при секретаре Татаренко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах Павловой Н.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шарлыкском районе о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарлыкского района обратился в суд с иском в интересах Павловой Н.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указав, что решением начальника ГУ УПФ РФ в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ № Павловой Н.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, поскольку не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 29 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 28 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 26 дней, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с06.10.1992 года по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 5 месяцев 10 дней. Полагает отказ незаконным, просит обязать ГУ УПФ РФ в Шарлыкском районе зачесть перечисленные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначить и выплачивать пенсию Павловой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истица Павлова Н.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она начала работать в Шарлыкской райбольнице в должности лаборанта. В 1988 году у неё родился первый ребенок, а в 1990 году – второй. Из первого декретного отпуска она на работу не выходила, а сразу же пошла во второй. Во время работы её периодически направляли на курсы повышения квалификации. Это является обязательным условием работа, так как без повышения квалификации невозможно получить сертификат, позволяющий работать в должности лаборанта. За время нахождения на курсах повышения квалификации ей полностью выплачивается заработная плата. Просит иск удовлетворить.
Представители ответчиков Дегтярева Н.В. и Мавликаева Р.Н. в судебном заседании иск не признали, в представленном суду отзыве указали, что досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п/п 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года. В стаж, дающий право на указанный вид пенсии, засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях в строгом соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, с учетом вышеназванных Правил. В соответствии с пунктом 5 Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных дополнительных отпусков, включая дополнительные. Включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения на курсах повышения квалификации Правилами не предусмотрено. Кроме того, в указанные периоды истицей не выполнялась работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии. Что касается периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, то ГУ ПФ РФ в Шарлыкском районе полагает возможным включить его в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, только до 06.10.1992 года. Таким образом, Павлова Н.А. на дату обращения за назначение досрочной трудовой пенсии по старости не выработала требуемый 25-летний стаж, её стаж на 17.11.2010 года составлял 24 года 04 месяца 21 день. Просят в иске отказать.
Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Досрочная пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.
Согласно подпункта "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, если работа велась в городе, сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (один год работы за один год и три месяца).
Если работа велась только в сельской местности и поселке городского типа, то данные Правила не предусматривают права на льготный порядок исчисления таких периодов работы. Вместе с тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу 01.11.1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464. Учитывая, что на основании п. 2 указанного Постановления один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 года может быть исчислен в льготном порядке.
Исследовав трудовую книжку Павловой Н.А. серии АТ-IV № и справку МУЗ «Шарлыкская ЦРБ», представленные истицей, суд установил, что истица Павлова Н.А. к моменту обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии проработала в МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 23 года 2 месяца 10 дней в должности лаборанта на полную ставку. Применяя льготное исчисление стажа до ДД.ММ.ГГГГ, к моменту обращения в Пенсионный фонд ответчица имела требуемый 25-летний стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.. Ответчиком оспаривается правомерность и обоснованность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 2 месяца 23 дня и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью 05 месяцев 10 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что истица Павлова Н.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком, начало которого приходится на период, предшествовавший ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой, выданной МУЗ «Шарлыкская ЦРБ». То есть в тот период, когда еще не действовала норма ст.167 КЗоТ РФ, впоследствии воспроизведенная в ст.256 ТК РФ, содержащая ограничения на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периода отпуска по уходу за ребенком. Эта норма начала действовать только с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, находясь в отпуске по уходу за ребенком, истица вправе была рассчитывать на определенные правовые последствия, гарантированные действовавшим в тот период законодательством. В частности на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, указанных периодов.
В соответствии с решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ № отказано Павловой Н.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку зачтенная продолжительность трудового стажа составила 24 года 04 месяца 21 день.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №25 от 20.12.2005 г «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» в пункте 15 разъясняет, что «при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости». При этом в тексте указанного постановления нет разграничения периодов отпуска по уходу за ребенком – до полутора лет и от полутора лет до трех лет. Следовательно, применение указанных положений только к отпуску по уходу за ребенком до полутора лет, будет иметь характер произвольного сужения смысла указанных норм, и повлечет необоснованное ограничение пенсионных прав заявительницы.
В пункте 3.3 постановления Конституционного Суда РФ № 2-п от 29.01.2004 года говорится о том, что правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в ранее принятых судебных постановлениях, свидетельствует о признании и сохранении за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом предметом рассмотрения Конституционного суда в данном постановлении являлись жалобы граждан, оспаривавших конституционность пункта 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части содержащейся в нем нормы об исключении из общего трудового стажа периодов отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
В Письме Минтруда РФ от 21.07.2003 года №717-АП, по вопросу досрочного назначения женщинам трудовой пенсии по старости с учетом нахождения в отпуске по уходу за ребенком, разъясняется, что по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости (пункт 21 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 года № 5). В данном нормативном документе также применено общее понятие – отпуск по уходу за ребенком. Без разграничения его периодов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истица Павлова Н.А., начав работать лаборантом в Шарлыкской ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ, к моменту обращения за досрочным назначением трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ имела необходимый стаж для досрочного назначения пенсии, и отказ ответчика во включении в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и свыше полутора лет до трех лет и в досрочном назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда является незаконным, поскольку судом на основании исследованных доказательств установлено, что истица Павлова Н.А. осуществляла лечебную деятельность в сельской местности более 25 лет и на этом основании имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ.
Что касается периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в данном случае суд руководствуется следующим. В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку в силу приведенных выше норм права нахождение на курсах повышения квалификации, по сути, является частью профессиональной деятельности и за эти периоды работодателем производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется требованиями ч.1 ст.103 ГПК РФ, в соответствии с которой издержки, понесенные судом, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Шарлыкского района в интересах Павловой Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Павловой Н.А. в назначении досрочной трудовой пенсии при наличии специального стажа.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе включить в трудовой стаж Павловой Н.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 29 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 28 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 26 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 5 месяцев 10 дней, и назначить и выплачивать трудовую пенсию Павловой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе госпошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.
Судья Мелихова Н.П Решение вступило в законную силу.