Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Шарлык 19 января 2011 г
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующей судьи Янкевич Е.Н. с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,
при секретаре Томиной О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным, бездействия, выразившегося в не заключении договора на техническое обслуживание пожарной сигнализации, администрацией МО Сарманайский сельский совет Шарлыкского района Оренбургской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением, в котором указывает, что в прокуратуру Шарлыкского района поступила информация из ФГУП «Охрана» о том, что в сельском доме культуры с. Сарманай Шарлыкского района пожарная сигнализация смонтирована, находится в исправном состоянии и 25.12.2009г составлен договор № 107/30 об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств охранно пожарной и тревожной сигнализации.
Согласно п.2.3. договора техническое обслуживание включает в себя мероприятия планово предупредительного характера по поддержанию технических средств пожарной сигнализации о состоянии, соответствующем требованиям технической документации на технические средства в течение всего срока эксплуатации, которые состоят из
- обеспечения правильного функционирования технических средств пожарной сигнализации,
-контроля технического состояния средств ПС и определения пригодности к дальнейшей эксплуатации
-выявление и устранение неисправностей ПС.
Далее в заявлении указано, что при наличии пожарной сигнализации и составленного договора о техническом обслуживании данный договор не подписан главой администрации Сарманайский сельский совет Ялчиным Р.Х., а следовательно не заключен, в связи с чем ФФГУП « Охрана», техническое обслуживание с охранно- пожарной сигнализации, имеющейся в сарманайском СДК не производится.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности»).
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты (ст.2 ФЗ «О пожарной безопасности»).
В соответствии со ст.20 указанного ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые являются обязательными для исполнения.
Статья 37 Закона закрепляет, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Само по себе наличие пожарной сигнализации без возможности экстренного информирования специализированных служб о чрезвычайной ситуации, контроля за её техническим состоянием не способствует своевременному прибытию и ликвидации возможных последствий происшествий и может повлечь тяжкие последствия для граждан, находящихся в сельских клубах, а также обслуживающего персонала.
Нарушение норм пожарной безопасности посягает на интересы Российской Федерации, выражающиеся в обеспечении защиты жизни и здоровья граждан. Кроме того, невыполнение требований прямо указанных в федеральных законах, которые регулируют осуществление наиболее важных общественных отношений, существенно нарушает интересы Российской Федерации, связанные с нормальным функционированием государства.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО Сарманайский сельсовет Шарлыкского района, выразившееся в не заключении договора на техническое обслуживание пожарной сигнализации, и обязать заключить указанный договор с любой организацией, имеющей лицензию (разрешение) установленного образца на обслуживание систем пожарной сигнализации в срок до 01.02.2011 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель органа, чьё бездействие оспаривается, - глава администрации МО Сарманайский сельсовет Шарлыкского района Ялчин Р.Х. – в судебном заседании согласился с требованием прокурора с учетом уточнения даты устранения нарушений, суду пояснил, что пожарная сигнализация в сельском доме культуры состоящего на балансе сельсовета, существует и находится в исправном состоянии. Договор с ФГУП «Охрана» в настоящее время не заключен, в связи с тем, что в бюджете сельсовета недостаточно средств, чтобы оплачивать услуги ФГУП «Охрана». В настоящее время администрация ищет организации, имеющие лицензии, которые могли бы обеспечить обслуживание пожарной сигнализации за меньшую плату.
Заслушав стороны, заключение заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного ли муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В ч. 1 ст.45 ГПК РФ закреплено право прокурора обращаться, в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В данном случае, прокурор обращается в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, являющихся посетителями сельского клуба с. Сарманай, Шарлыкского района. Нарушение их прав и интересов состоит в ненадлежащем обеспечении безопасности их жизни и здоровья, сохранности имущества вследствие не заключения договора на техническое обслуживание пожарной сигнализации, смонтированной в этих клубах. Необеспечение постоянного технического контроля и своевременного устранения неисправностей при их возникновении может привести к тому, что будет невозможно оповестить находящихся в помещении сельского дома культуры, граждан о возникшей опасности, а также незамедлительно известить службы пожарной охраны.
В соответствии с ст.ст.20, 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, обеспечивая, в том числе, наличие и исправное состояние систем и средств пожарной защиты, сообщать в пожарную охрану о неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты. Пункт 34 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03) предписывает, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Как установлено в судебном заседании администрацией Сарманайского сельсовета Шарлыкского района не заключен договор на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации в сельском доме культуры с. Сарманай Шарлыкского района.
Свидетель Марков О.П, суду показал, что он работает начальником Госпожнадзора по Шарлыкскому району. При проведении профилактической проверки перед новогодними мероприятиями в декабре 2010 года им был проверен сельский дом культуры в с. Сарманай. Пожарная сигнализация имеется, и находилась на тот момент в исправном состоянии. Договор на техническое обслуживание системы сигнализации отсутствует, и в случае проведения плановой документальной проверки, которая запланирована на октябрь 2011 года, это обстоятельство будет являться основанием для составления протокола об административном правонарушении и выдачи предписания об устранении допущенного нарушения требований пожарной безопасности.
Таким образом, поскольку установлено незаконное бездействие администрации муниципального образования Сарманайский сельсовет Шарлыкского района, выражающееся в том, что не заключается договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации, установленной в сельском доме культуры с. Сарманай Шарлыкского района, чем нарушаются требования, содержащиеся в ФЗ «О пожарной безопасности» и Правилах пожарной безопасности, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования Сарманайский сельский совет Шарлыкского района, выразившееся в не заключении договора на обслуживание пожарной сигнализации в помещении сельского дома культуры в с. Сарманай Шарлыкского района Оренбургской области, и обязать заключить указанные договора с организацией, имеющей лицензию (разрешение) на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение 10 дней.
Судья Янкевич Е.Н. Решение вступило в законную силу