Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 01 марта 2011 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,
с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,
при секретаре Калужиной Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Дубровский сельский совет», об обязании администрации муниципального образования разработать и принять программу «Пожарная безопасность на территории Дубровского сельского совета»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным заявлением указав на то, что прокуратурой Шарлыкского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности установлено, что до 01.01.2011 года на территории Шарлыкского района действовала целевая программа «Пожарная безопасность Шарлыкского района на 2008-2010 годы», утверждённая решением Совета Депутатов Шарлыкского района от 24.12.2007 года.
С 01.01.2011 года срок действия Программы истёк, но до настоящего времени другая программа, регулирующая вопросы пожарной безопасности ни на уровне района в целом, ни на уровне муниципальных образований не приняты.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты (ст. 2 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности»).
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
Нарушение норм пожарной безопасности нарушают интересы Российской Федерации, выражающиеся в обеспечении защиты жизни и здоровья своих граждан.
В соответствии с частью 1 пунктом 7 статьи 15 Федерального Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности законодательно закреплены в ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Так, согласно статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно статьи 21 ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Принятый 22.02.2007г. Федеральным законом №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее-Технический регламент) конкретизирует перечень первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии со статьёй 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по
решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-
технического обеспечения пожарной безопасности муниципального
образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности муниципального образования и объектов муниципальной
собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах
развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников
противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии
средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий,
находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых
программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального
образования и контроль за его выполнением;
До настоящего времени на территории муниципального образования «Дубровский сельский совет» Программа, направленная на обеспечение безопасности граждан от пожаров не разработана и не принята, а соответственно, не организовано её исполнение.
Невыполнение требований прямо указанных в федеральных законах, которые регулируют осуществление наиболее важных общественных отношений, существенно нарушает интересы Российской Федерации связанные с нормальным функционированием государства и граждан. Просил суд обязать администрацию МО «Дубровский сельский совет» в срок до 01.04.2011г. устранить допущенные нарушения и принять меры по разработке и принятии программы «Пожарная безопасность на территории Дубровского сельского совета» Шарлыкского района.
Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, заявление поддержал, просил суд обязать администрацию МО «Дубровский сельский совет» Шарлыкского района в срок до 01.04.2011г. устранить допущенные нарушения и принять меры по разработке и принятии программы «Пожарная безопасность на территории Дубровского сельского совета» Шарлыкского района Оренбургской области.
В судебном заседании, представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Дубровский сельский совет» извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, против рассмотрения дела в отсутствии представителя заинтересованного лица не возражал. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А., изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69 –ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статьи 21 ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шарлыкского района в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории муниципального образования «Дубровский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности не разработана и не принята программа «Пожарная безопасность на территории Дубровского сельского совета».
До 01.01.2011 года на территории Шарлыкского района действовала целевая программа «Пожарная безопасность Шарлыкского района на 2008-2010 годы», утверждённая решением Совета Депутатов Шарлыкского района от 24.12.2007 года. С 01.01.2011 года срок действия Программы истёк, но до настоящего времени другая программа, регулирующая вопросы пожарной безопасности ни на уровне района в целом, ни на уровне муниципальных образований не приняты.
Принятый 22.02.2007г. Федеральным законом №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее-Технический регламент) конкретизирует перечень первичных мер пожарной безопасности. В соответствии с п. 3 статьи 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Таким образом, требования изложенные в заявлении прокурора Шарлыкского района суд признает обоснованными поскольку непринятие мер по устранению нарушений пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан и их имущества в случае пожара, может привести к тяжелым последствиям в виде смерти или причинения вреда жизни и здоровью граждан, а так же причинение существенного вреда имуществу поселка, объектам муниципальной собственности сельского поселения.
Суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области об обязании администрации МО «Дубровский сельский совет» устранить существующие нарушения, надлежит удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Дубровский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области в срок до 01.04.2011г., принять меры по разработке и принятии программы «Пожарная безопасность на территории Дубровского сельского совета» Шарлыкского района Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.
Судья Росляков Е.А. Решение вступило в законную силу