решение от 02.08.22012г. по делу № 2-608 по иску прокурора Шарлыкског р-на к МБОУ `Ратчинская средняя общеобразовательная школа` о признании бездействия незаконным выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности жизни, здоровья несовер-х



Дело № 2-608/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Шарлык 02 августа 2010 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Янкевич Е.Н.,

с участием <данные изъяты> Шарлыкского района Поповой Е.А.,

при секретаре Томиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ратчинская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, третье лицо по делу: Районный отдел образования администрации муниципального образования «Шарлыкский район» Оренбургской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к МБОУ «Ратчинская СОШ», указав на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних и ан­титеррористической защищенности образовательных учреждений Шарлык­ского района. В ходе проверки установлено, что МБОУ «Ратчинская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту Школа) осуществляет образовательную деятельность по образова­тельным программам. Учредителем Школы является муниципальное образование «Шарлыкский район», имущество школы является собственностью муниципального образования и принадлежит школе на праве оперативного управления. Координацию и урегулирование деятельностью школы осуществляет районный отдел образования МО «Шарлыкский район». Источником формирования финансовых средств школы являются: сред­ства, получаемые от Учредителя, внебюджетные ассигнования, внебюджет­ные средства, полученные от платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, безвозмездные или благотворительные взносы учреждений, иные источники в соответствии с действующим законодательством. Как установлено в ходе проведения проверки МБОУ «Ратчинская средняя общеобразовательная школа» не оборудована кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций. Отсутствие системы экстренного вызова полиции в Школе отрица­тельно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на тер­ритории образовательного учреждения. Таким образом, администрация Школы ставит под угрозу жизнь и здо­ровье неопределенного круга лиц обучающихся, работающих, пребывающих в Школе, в связи с отсутствием технических средств по экстренному вызову сотрудников правоохранительных органов в случае возникновения чрезвы­чайной ситуации. Учитывая, что обеспечение безопасности детей является одним из при­оритетных направлений деятельности государства, организаций и должност­ных лиц, прокурор просит признать незаконным бездействие МБОУ «Ратчинская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания школы кноп­ками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций, и обязать в срок до 01.10.2012 устранить нарушения, путем оборудования здания Школы кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании <данные изъяты> Шарлыкского района Попова Е.А. исковое заявление прокурора Шарлыкского района поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика – МОУ «Ратчинская СОШ » и третьего лица Шарлыкского РОО - Л.Ю.П. действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора Шарлыкского района признала, против удовлетворения иска не возражала. Суду пояснила, что указанные недостатки имеют место быть в связи с недостатком финансирования. Нарушения будут устранены, как только найдется источник финансирования.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной вла­сти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Шарлыкского района выявлено, что в МБОУ «Ратчинская СОШ» не оборудована кнопкой экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций. Данные нарушения подтверждены пояснением <данные изъяты> Шарлыкского района Поповой Е.А., представителем ответчика и третьего лица Л.Ю.П. а также материалами дела: письмом ФГУП «Охрана» МВД России от ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что в образовательных учреждениях Шарлыкского района отсутствуют кнопки экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций ( сообщения МОМВД России «Шарлыкский» за от ДД.ММ.ГГГГ объяснением начальника ОВО МО МВД России «Шарлыкский» Д.В.П. письмом Отдела образования администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области за от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого МБОУ «Ратчинская СОШ» тревожной кнопкой экстренного вызова наряда полиции с выводом на пульт центральной охраны ОВО МО МВД России «Шарлыкский» не оборудована (), объяснением директора школы МБОУ «Ратчинская СОШ» согласно которого школа не оборудована тревожной кнопкой экстренного вызова наряда полиции из-за нехватки средств для установки.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, уста­новленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом об­разовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного про­цесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и мест­ными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.1 ч.2 ст.32 Закона «Об образовании»).

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обу­чающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п.3,4,5 ч.3 ст.32 Закона «Об образовании»).

В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1 – Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законода­тельством Российской Федерации и уставом данного образовательного учре­ждения (п.7 ст.51 Закона «Об образовании»).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодей­ствия терроризму являются, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терро­ризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму»).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - дея­тельность органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния, которая включает в себя предупреждение терроризма, в том числе выяв­ление и последующее устранение причин и условий, способствующих со­вершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно подпункту «е» п.21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г, к основ­ным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе организационно-технические меры, которые включают в себя разра­ботку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению кри­тически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершен­ствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспе­чения антитеррористической защищенности объектов террористической дея­тельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодейст­вия терроризму.

В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов ме­стного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обуст­ройство прилегающих к ним территорий.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реа­лизация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществ­ление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, вы­явление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствую­щих возникновению указанных проявлений. К числу мер по противодейст­вию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необхо­димого уровня защищенности объектов.

В соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Ратчинская СОШ» имеет право ведения образовательной деятельности.

Согласно п. 2.1 Устава Муниципального бюджетного об­разовательного учреждения «Ратчинская средняя общеобразовательная школа», основной целью деятельности Учреждения, является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п.п. «в» п. 1.21 Устава, Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников Учреждения во время образовательного процесса.

Таким образом, отсутствие системы экстренного вызова полиции в Школе отрица­тельно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на тер­ритории образовательного учреждения, ставит под угрозу жизнь и здо­ровье неопределенного круга лиц обучающихся, работающих и пребывающих в Школе.

Исходя их содержания ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В данном случае суд принимает признание иска представителем ответчика, как не противоречащее закону и не нарушающее права и охраняемые законом интересы других лиц по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

На основании ст.173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного об­разовательного учреждения «Ратчинская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания школы кноп­ками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 октября 2012 года устранить нарушения, путем оборудования здания Школы кнопками экстренно­
го вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течение месяца.

Судья Янкевич Е.Н.