решение от 02.08.2010г по делу №2-606 по иску прокурора Шарлыкского р-на к МО Мустафинская средняя школа о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних



Дело № 2-606/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Шарлык 02 августа 2010 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Янкевич Е.Н.,

с участием <данные изъяты> Шарлыкского района Поповой Е.А.,

при секретаре Томиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мустафинская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, третье лицо по делу: Районный отдел образования администрации муниципального образования «Шарлыкский район» Оренбургской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к МБОУ «Мустафинская СОШ», указав на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних и ан­титеррористической защищенности образовательных учреждений Шарлык­ского района. В ходе проверки установлено, что МБОУ «Мустафинская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту Школа) осуществляет образовательную деятельность по образова­тельным программам. Учредителем Школы является муниципальное образование «Шарлыкский район», имущество школы является собственностью муниципального образования и принадлежит школе на праве оперативного управления. Координацию и урегулирование деятельностью школы осуществляет районный отдел образования МО «Шарлыкский район». Источником формирования финансовых средств школы являются: сред­ства, получаемые от Учредителя, внебюджетные ассигнования, внебюджет­ные средства, полученные от платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, безвозмездные или благотворительные взносы учреждений, иные источники в соответствии с действующим законодательством. Как установлено в ходе проведения проверки МБОУ «Мустафинская средняя общеобразовательная школа» не оборудована кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций. Отсутствие системы экстренного вызова полиции в Школе отрица­тельно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на тер­ритории образовательного учреждения. Таким образом, администрация Школы ставит под угрозу жизнь и здо­ровье неопределенного круга лиц обучающихся, работающих, пребывающих в Школе, в связи с отсутствием технических средств по экстренному вызову сотрудников правоохранительных органов в случае возникновения чрезвы­чайной ситуации. Учитывая, что обеспечение безопасности детей является одним из при­оритетных направлений деятельности государства, организаций и должност­ных лиц, прокурор просит признать незаконным бездействие МБОУ «Мустафинская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания школы кноп­ками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций, и обязать в срок до 01.10.2012 устранить нарушения, путем оборудования здания Школы кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании <данные изъяты> Шарлыкского района Попова Е.А. исковое заявление прокурора Шарлыкского района поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика – МОУ «Мустафинская СОШ » и третьего лица Шарлыкского РОО - Л.Ю.П. действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора Шарлыкского района признала, против удовлетворения иска не возражала. Суду пояснила, что указанные недостатки имеют место быть в связи с недостатком финансирования. Нарушения будут устранены, как только найдется источник финансирования.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной вла­сти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Шарлыкского района выявлено, что в МБОУ «Мустафинская СОШ» не оборудована кнопкой экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций. Данные нарушения подтверждены пояснением <данные изъяты> Шарлыкского района Поповой Е.А., представителем ответчика и третьего лица Л.Ю.П., а также материалами дела: письмом ФГУП «Охрана» МВД России от 01.12.2011г., из которых следует, что в образовательных учреждениях Шарлыкского района отсутствуют кнопки экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций сообщения МОМВД России «Шарлыкский» за от ДД.ММ.ГГГГ объяснением <данные изъяты>» Д.В.П. ( письмом Отдела образования администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области за от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого МБОУ «Мустафинская СОШ» тревожной кнопкой экстренного вызова наряда полиции с выводом на пульт центральной охраны ОВО МО МВД России «Шарлыкский» не оборудована объяснением и.р. заведующего РОО согласно которого МБОУ «Мустафинская СОШ» не оборудована тревожной кнопкой экстренного вызова наряда полиции в связи с недостатком ассигнований местного бюджета.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, уста­новленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом об­разовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного про­цесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и мест­ными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.1 ч.2 ст.32 Закона «Об образовании»).

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обу­чающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п.3,4,5 ч.3 ст.32 Закона «Об образовании»).

В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1 – Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законода­тельством Российской Федерации и уставом данного образовательного учре­ждения (п.7 ст.51 Закона «Об образовании»).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодей­ствия терроризму являются, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терро­ризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму»).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - дея­тельность органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния, которая включает в себя предупреждение терроризма, в том числе выяв­ление и последующее устранение причин и условий, способствующих со­вершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно подпункту «е» п.21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г, к основ­ным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе организационно-технические меры, которые включают в себя разра­ботку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению кри­тически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершен­ствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспе­чения антитеррористической защищенности объектов террористической дея­тельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодейст­вия терроризму.

В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов ме­стного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обуст­ройство прилегающих к ним территорий.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реа­лизация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществ­ление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, вы­явление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствую­щих возникновению указанных проявлений. К числу мер по противодейст­вию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необхо­димого уровня защищенности объектов.

Согласно п. 2.1 Устава Муниципального бюджетного об­разовательного учреждения «Мустафинская средняя общеобразовательная школа», основной целью деятельности Учреждения, является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п.п. «в» п. 1.21 Устава, Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников Учреждения во время образовательного процесса.

Таким образом, отсутствие системы экстренного вызова полиции в Школе отрица­тельно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на тер­ритории образовательного учреждения, ставит под угрозу жизнь и здо­ровье неопределенного круга лиц обучающихся, работающих и пребывающих в Школе.

Исходя их содержания ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В данном случае суд принимает признание иска представителем ответчика, как не противоречащее закону и не нарушающее права и охраняемые законом интересы других лиц по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

На основании ст.173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного об­разовательного учреждения «Мустафинская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания школы кноп­ками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мустафинская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 октября 2012 года устранить нарушения, путем оборудования здания Школы кнопками экстренно­
го вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течение месяца.

Судья Янкевич Е.Н.