Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 августа 2012 года с. Шарлык Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Топильской С.А., с участием помощника прокурора прокуратуры Шарлыкского района Поповой Е.А., при секретаре Кофановой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Дубровская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа», о признании незаконным бездействия МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа», выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обязании устранить допущенные нарушения, третье лицо – районный отдел образования администрации муниципального образования «Шарлыкский район», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском указав на то, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Шарлыкского района. В ходе проверки установлено, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту Школа) осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам. Учредителем Школы является муниципальное образование «Шарлыкский район», имущество школы является собственностью муниципального образования и принадлежит школе на праве оперативного управления. Координацию и урегулирование деятельностью школы осуществляет районный отдел образования МО «Шарлыкский район». Источником формирования финансовых средств школы являются: средства, получаемые от Учредителя, внебюджетные ассигнования, внебюджетные средства, полученные от платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, безвозмездные или благотворительные взносы учреждений, иные источники в соответствии с действующим законодательством. Как установлено в ходе проведения проверки МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа» не оборудована кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций. Отсутствие системы экстренного вызова полиции в Школе отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Таким образом, администрация Школы ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц обучающихся, работающих, пребывающих в Школе, в связи с отсутствием технических средств по экстренному вызову сотрудников правоохранительных органов в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Учитывая, что обеспечение безопасности детей является одним из приоритетных направлений деятельности государства, организаций и должностных лиц, прокурор просит признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Дубровская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания школы кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций, обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Шарлыкского района Попова Е.А. исковое заявление прокурора Шарлыкского района поддержала по основаниям, указанным в заявлении, и просила его удовлетворить. Представитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Дубровская средняя общеобразовательная школа» и районного отдела образования администрации муниципального образования «Шарлыкский район» Лесничая Ю.П., действующая по доверенностям о ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, против удовлетворения исковых требований не возражала. Пояснила, что указанные в исковом заявлении недостатки имеют место быть в связи с недостатком финансирования, все недостатки в ближайшее время будут устранены. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 45 Конституции Российской Федерация закрепляет положение, согласно которому государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме этого, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46). Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с ч.1 ст.32 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.1 ч.2 ст.32 Закона «Об образовании»). Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п.3,4,5 ч.З ст.32 Закона «Об образовании»). В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1 – Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения (п.7 ст.51 Закона «Об образовании»). В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму являются, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму»). В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, которая включает в себя предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Согласно подпункту «е» п.21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму. В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению указанных проявлений. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.01.2003 года № 2 (в редакции от 12.02.2008 года) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации» предусмотрено рассмотрение дел об оспаривании действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений и их руководителей по правилам искового производства. Согласно ст.22 ГПК РФ, дела по спорам, возникающим из гражданских публичных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции. В судебном заседании установлено, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту Школа) осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам. Учредителем Школы является муниципальное образование «Шарлыкский район», имущество школы является собственностью муниципального образования и принадлежит школе на праве оперативного управления. Координацию и урегулирование деятельностью школы осуществляет районный отдел образования МО «Шарлыкский район». Источником формирования финансовых средств школы являются: средства, получаемые от Учредителя, внебюджетные ассигнования, внебюджетные средства, полученные от платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, безвозмездные или благотворительные взносы учреждений, иные источники в соответствии с действующим законодательством. В ходе проведенной проверки было установлено, что МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа» не оборудована кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Обстоятельства, изложенные в иске, подтверждаются материалами дела, из которых следует, что в муниципальном общеобразовательном учреждении «Дубровская СОШ» отсутствует кнопка экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций (тревожная кнопка), согласно жалобе ФГУП «Охрана» МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, и сообщения МОМВД России «Шарлыкский» № от ДД.ММ.ГГГГ Сообщение Отдела образования администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что МБОУ «Дубровская СОШ» тревожными кнопками экстренного вызова наряда полиции с выводом на пульт центральной охраны ОВО МО МВД России «Шарлыкский» не оборудована. Факты, изложенные в исковом заявлении, ответчик признал. Требования, изложенные в иске прокурора прокуратуры Шарлыкского района Оренбургской области суд признает обоснованными поскольку незаконное бездействие ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, обучающихся, работающих, пребывающих в Школе, в связи с отсутствием технических средств по экстренному вызову сотрудников правоохранительных органов в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В данном случае, исковые требования прокурора обоснованны по изложенным в исковом заявлении основаниям, и признание ответчиком иска подлежит принятию судом. Согласно ст.173 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Дубровская средняя общеобразовательная школа» - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Дубровская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания школы кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течение месяца. Судья С.А.Топильская
«Дубровская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, путем оборудования здания Школы кнопками экстренно
го вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.
«Дубровская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, путем оборудования здания Школы кнопками экстренно
го вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.