решение от 02.08.2012г. по делу №2-610 по иску прокурора Шарлыкского р-на к МОУ Дубровская СОШ о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2012 года с. Шарлык

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Топильской С.А.,

с участием помощника прокурора прокуратуры Шарлыкского района Поповой Е.А.,

при секретаре Кофановой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Дубровская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа», о признании незаконным бездействия МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа», выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обязании устранить допущенные нарушения, третье лицо – районный отдел образования администрации муниципального образования «Шарлыкский район»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском указав на то, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности жизни, здоровья несовершеннолетних и ан­титеррористической защищенности образовательных учреждений Шарлык­ского района. В ходе проверки установлено, что Муниципальное бюджетное образователь­ное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту Школа) осуществляет образовательную деятельность по образова­тельным программам. Учредителем Школы является муниципальное образование «Шарлыкский район», имущество школы является собственностью муниципального образования и принадлежит школе на праве оперативного управления. Координацию и урегулирование деятельностью школы осуществляет районный отдел образования МО «Шарлыкский район». Источником формирования финансовых средств школы являются: сред­ства, получаемые от Учредителя, внебюджетные ассигнования, внебюджет­ные средства, полученные от платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, безвозмездные или благотворительные взносы учреждений, иные источники в соответствии с действующим законодательством. Как установлено в ходе проведения проверки МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа» не оборудована кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций. Отсутствие системы экстренного вызова полиции в Школе отрица­тельно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на тер­ритории образовательного учреждения. Таким образом, администрация Школы ставит под угрозу жизнь и здо­ровье неопределенного круга лиц обучающихся, работающих, пребывающих в Школе, в связи с отсутствием технических средств по экстренному вызову сотрудников правоохранительных органов в случае возникновения чрезвы­чайной ситуации. Учитывая, что обеспечение безопасности детей является одним из при­оритетных направлений деятельности государства, организаций и должност­ных лиц, прокурор просит признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного об­разовательного учреждения «Дубровская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания школы кноп­ками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций, обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, путем оборудования здания Школы кнопками экстренно­
го вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Шарлыкского района Попова Е.А. исковое заявление прокурора Шарлыкского района поддержала по основаниям, указанным в заявлении, и просила его удовлетворить.

Представитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Дубровская средняя общеобразовательная школа» и районного отдела образования администрации муниципального образования «Шарлыкский район» Лесничая Ю.П., действующая по доверенностям о ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, против удовлетворения исковых требований не возражала. Пояснила, что указанные в исковом заявлении недостатки имеют место быть в связи с недостатком финансирования, все недостатки в ближайшее время будут устранены.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 45 Конституции Российской Федерация закрепляет положение, согласно которому государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме этого, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федера­ции каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной вла­сти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объеди­нения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, уста­новленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом об­разовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного про­цесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и мест­ными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.1 ч.2 ст.32 Закона «Об образовании»).

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обу­чающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п.3,4,5 ч.З ст.32 Закона «Об образовании»).

В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1 – Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законода­тельством Российской Федерации и уставом данного образовательного учре­ждения (п.7 ст.51 Закона «Об образовании»).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодей­ствия терроризму являются, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терро­ризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму»).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - дея­тельность органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния, которая включает в себя предупреждение терроризма, в том числе выяв­ление и последующее устранение причин и условий, способствующих со­вершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно подпункту «е» п.21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г, к основ­ным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе организационно-технические меры, которые включают в себя разра­ботку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению кри­тически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершен­ствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспе­чения антитеррористической защищенности объектов террористической дея­тельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодейст­вия терроризму.

В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N3266-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов ме­стного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обуст­ройство прилегающих к ним территорий.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реа­лизация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществ­ление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, вы­явление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствую­щих возникновению указанных проявлений. К числу мер по противодейст­вию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необхо­димого уровня защищенности объектов.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.01.2003 года № 2 (в редакции от 12.02.2008 года) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации» предусмотрено рассмотрение дел об оспа­ривании действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений и их руководителей по правилам искового производства.

Согласно ст.22 ГПК РФ, дела по спорам, возникающим из гражданских публичных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции.

В судебном заседании установлено, что Муниципальное бюджетное образователь­ное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту Школа) осуществляет образовательную деятельность по образова­тельным программам. Учредителем Школы является муниципальное образование «Шарлыкский район», имущество школы является собственностью муниципального образования и принадлежит школе на праве оперативного управления. Координацию и урегулирование деятельностью школы осуществляет районный отдел образования МО «Шарлыкский район». Источником формирования финансовых средств школы являются: сред­ства, получаемые от Учредителя, внебюджетные ассигнования, внебюджет­ные средства, полученные от платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, безвозмездные или благотворительные взносы учреждений, иные источники в соответствии с действующим законодательством. В ходе проведенной проверки было установлено, что МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа» не оборудована кнопками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

Обстоятельства, изложенные в иске, подтверждаются материалами дела, из которых следует, что в муниципальном общеобразовательном учреждении «Дубровская СОШ» отсутствует кнопка экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций (тревожная кнопка), согласно жалобе ФГУП «Охрана» МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, и сообщения МОМВД России «Шарлыкский» от ДД.ММ.ГГГГ Сообщение Отдела образования администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что МБОУ «Дубровская СОШ» тревожными кнопками экстренного вызова наряда полиции с выводом на пульт центральной охраны ОВО МО МВД России «Шарлыкский» не оборудована.

Факты, изложенные в исковом заявлении, ответчик признал.

Требования, изложенные в иске прокурора прокуратуры Шарлыкского района Оренбургской области суд признает обоснованными поскольку незаконное бездействие ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, обучающихся, работающих, пребывающих в Школе, в связи с отсутствием технических средств по экстренному вызову сотрудников правоохранительных органов в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В данном случае, исковые требования прокурора обоснованны по изложенным в исковом заявлении основаниям, и признание ответчиком иска подлежит принятию судом.

Согласно ст.173 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Дубровская средняя общеобразовательная школа» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного об­разовательного учреждения «Дубровская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания школы кноп­ками экстренного вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, путем оборудования здания Школы кнопками экстренно­
го вызова наряда полиции в случае чрезвычайных ситуаций.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течение месяца.

Судья С.А.Топильская