решение от 10.08.2012г. по делу № 2-664 по иску Оренбургского природоохранного межрайоннного прокурора к ГУП Шарлыкский лесхоз о признании незаконным бездействия и обязании устранения нарушений в сфеле лесопользования



Дело № 2-664/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 10 августа 2012 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Топильской С.А., при секретаре Кофановой Т.Ю., с участием: помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А. представителя ответчика директора ГУП «<данные изъяты> лесхоз» Ширнина Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к ГУП «<данные изъяты> лесхоз» о признании незаконным бездействия и обязании устранения нарушений в сфере лесопользования,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Шарлыкский районный суд в интересах неопределенного круга лиц, с иском к Государственному унитарному предприятию «<данные изъяты> лесхоз», указав на то, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере лесопользования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов, о пожарной и санитарной безопасности в лесах в деятельности ГУП «<данные изъяты> лесхоз». Согласно Уставу, ГУП «<данные изъяты> лесхоз» в целях выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, осуществляет разнообразные виды деятельности, в том числе: уход за лесами, работы по защите лесов от пожаров, незаконных рубок (порубок) и других действий, причиняющих вред лесам, а также защите их от вредителей и болезней леса, загрязнения и иных негативных воздействий; санитарно-оздоровительные мероприятия; использование лесов в соответствии с лесным законодательством; заготовка, переработка и реализация древесины, отвод и таксация лесосек лесных участков.

В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. К мерам пожарной и санитарной безопасности в лесах отнесено в частности, установление пожарных и санитарных требований к использованию лесов.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При размещении такого заказа одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины, для чего заключается договор. Для заготовки древесины допускается осуществление рубок погибших и поврежденных лесных насаждений.

Согласно «Правил заготовки древесины» (утверждены Приказом МПР России от 16.07.2007 г. № 184), действовавшим до 31.01.2012 года, а также «Правил заготовки древесины» (утверждены приказом Рослесхоза от 01.08.2012 № 337), действующим с 31.01.2012 года по настоящее время, они устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах РФ.

Заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесин с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений. При заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке.

В соответствии с «Правилами пожарной безопасности в лесах» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417) они устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, являются обязательными для исполнения юридическими лицами.

В соответствии с пунктами 1,2,28-32, 36, 39, 42, 44 «Правил санитарной безопасности в лесах» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года № 414) они устанавливают единые санитарные требования к использованию лесов. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, в том числе путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области с ГУП «<данные изъяты> лесхоз» по результатам открытого аукциона -А (лот ) был заключен государственный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на участках из состава земель лесного фонда РФ на территории Оренбургской области для нужд Оренбургской области, а также договор купли-продажи лесных насаждений и акт передачи лесных насаждений.

В соответствии с этими документами Предприятие должно было провести работы по заготовке древесины на территории Шарлыкского участкового лесничества в квартале 84 выдел 1 (сплошная санитарная рубка) на площади 5,1 га породы береза и осина общим объемом 456 м3.

Прокурорской проверкой установлено, что при проведении данной рубки лесных насаждений были допущены следующие нарушения вышеприведенных норм федерального законодательства:

- лесосека отграничена не полностью (имеется лишь 1 лесосечный столб);

- фактически рубка не проводилась, вырублено 10 деревьев, которые не раскряжеваны и оставлены на лесосеке;

- не вывезена заготовленная древесина в объеме 5м3, которая оставлена на лесосеке.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства нарушает интересы РФ как собственника лесов, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку вышеуказанное бездействие повышает уровень пожарной и санитарной опасности на территории <данные изъяты> лесничества, создает угрозу ослабления и гибели лесов, являющихся федеральной собственностью.

Просил признать незаконным бездействие ГУП «<данные изъяты> лесхоз» по невыполнению на территории лесосеки, расположенной в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> <данные изъяты> участкового лесничества, мероприятий, направленных на6 отграничение лесосеки; вывоз заготовленной древесины; проведение рубки деревьев, подлежащих рубке; обязать ответчика до ДД.ММ.ГГГГ осуществить вышеуказанные мероприятия в строгом соответствии с вышеперечисленными требованиями «Лесного кодекса», «Правил санитарной безопасности в лесах», «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правил заготовки древесины», а именно: произвести отграничение площади лесосеки путем установки 3 лесосечных столбов; провести рубку оставленных на лесосеке деревьев, подлежащих рубке; осуществить вывоз заготовленной древесины.

В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Попова Е.А. исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к ГУП «<данные изъяты> лесхоз» поддержала и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика – директор ГУП «<данные изъяты> лесхоз» Ширнин Н.В. с исковыми требованиями согласился. Суду пояснил, что нарушения, указанные в исковом заявлении имели место быть. В настоящее время допущенные нарушения устраняются, и в срок до ДД.ММ.ГГГГ все допущенные нарушения будут устранены.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит требования природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Принимаемые природоохранным межрайонным прокурором меры направленные на защиту лесов от загрязнения, пожаров и от иного вредного негативного воздействия отвечают законным интересам неопределенного круга лиц.

Статьи 8,16,19,25,29, 51, 53, 55, 99 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года № 200-ФЗ установили, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. К мерам пожарной и санитарной безопасности в лесах отнесено, в частности, установление пожарных и санитарных требований к использованию лесов.

В соответствии с пунктами 6, 17-21 «Правил пожарной безопасности в лесах» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417) установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах. Требования являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Эта древесина должна быть собрана в штабеля или поленницы, складирована на открытых местах на определенном расстоянии от леса (от прилегающего лиственного леса при площади складирования до 8 га – 20м.), отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4м.

Согласно «Правил заготовки древесины» (утверждены Приказом МПР России от 16.07.2007 г. № 184), действовавшим до 31.01.2012 года, а также «Правил заготовки древесины» (утверждены приказом Рослесхоза от 01.08.2012 № 337), действующим с 31.01.2012 года по настоящее время, они устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах РФ.

Заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесин с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений. При заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке.

При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек, в частности, включают в себя постановку столбов на углах лесосек. Углы лесосек закрепляются столбами диаметром не менее 12 см. и высотой над землей 1,3м. На столбах делается надпись с указанием номера квартала и выдела, формы рубки лесных насаждений, года, на который предусмотрена рубка, номера лесосек и их площади в гектарах.

В соответствии с пунктами 1,2,28-32, 36, 39, 42, 44 «Правил санитарной безопасности в лесах» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года № 414) они устанавливают единые санитарные требования к использованию лесов. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, в том числе путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

В соответствии со статьями 2, 9, 19, 42, 58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет и на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Права свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, признаются государством в качестве высшей ценности.

Как установлено в судебном заседании, при проведении природоохранной межрайонной прокуратурой, плановой проверки по соблюдению законодательства в сфере лесопользования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов в деятельности ГУП «<данные изъяты> лесхоз» были выявлены нарушения, а именно: лесосека отграничена не полностью (имеется лишь 1 лесосечный столб), фактическая рубка не проводилась, вырублено 10 деревьев, которые не раскряжеваны и оставлены на лесосеке, не вывезена заготовленная древесина в объеме 5 метров кубических, которая оставлена на лесосеке. В связи с чем природоохранный прокурор обратился с иском в суд.

Данные нарушения подтверждаются: указом от 27.09.2007 г № 126-ук «О создании государственных унитарных предприятий Оренбургской области»; перечнем создаваемых государственных унитарных предприятий Оренбургской области; государственным контрактом № на выполнение работ по охране, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ года; договором купли-продажи лесных насаждений; актом передачи лесных насаждений; объяснениями директора ГУП «<данные изъяты> лесхоз» Ширнина Н.В.; актом проверки сплошной санитарной рубки в ГБУ «<данные изъяты> лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ года.

Факты, изложенные в исковом заявлении, представитель ответчика признал.

Требования, изложенные в иске Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, суд признает обоснованными, поскольку бездействие ответчика ГУП «<данные изъяты> лесхоз» повышает уровень пожарной и санитарной опасности на территории <данные изъяты> лесничества, создает угрозу ослабления и гибели лесов, нарушает интересы Российской Федерации как собственника лесов, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В данном случае, исковые требования природоохранного прокурора обоснованны по изложенным в исковом заявлении основаниям, и признание ответчиком иска подлежит принятию судом.

Согласно ст.173 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Государственного Унитарного Предприятия «<данные изъяты> лесхоз» по невыполнению на территории лесосеки, расположенной в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> <данные изъяты> участкового лесничества, мероприятий направленных на: отграничение лесосеки; вывоз заготовленной древесины; проведение рубки деревьев, подлежащих рубке.

Обязать ответчика осуществить мероприятия по устранению выявленных недостатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: произвести отграничение площади лесосеки путем установки трех лесосечных столбов; произвести рубку оставленных на лесосеке деревьев, подлежащих рубке; осуществить вывоз заготовленной древесины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течение месяца.

Судья С.А. Топильская