решение от 26.07.2012г. по делу № 2-569 по иску прокурора Шарлыкского р-на к администрации МО Новоархангельский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО выразившегося в неисполнении требований законодательства о муниципальной службе,



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 года с. Шарлык

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Топильской С.А.,

с участием помощника прокурора прокуратуры Шарлыкского района Поповой Е.А.,

при секретаре Кофановой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора прокуратуры Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» в лице главы МО «Новоархангельский сельсовет» Склярова С.П. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет», выразившегося в неисполнении требований законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, обязании администрации МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным заявлением указав, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в органах местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.8 ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.2 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-ОЗ от 10.10.2007г «О муниципальной службе в Оренбургской области», Закона Оренбургской области № 1599/344-IV-ОЗ от 10.10.2007г «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области», а так же Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в муниципальном образовании «Новоархангельский сельский совет» не организована и не осуществляется проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Бездействие органов местного самоуправления в указанной сфере создает предпосылки для предоставления муниципальными служащими недостоверных, неполных, заведомо ложных сведений о доходах и совершению коррупционных правонарушений.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет Шарлыкского района» в лице главы Склярова С.П., выразившееся в непринятии мер по организации и проверке в муниципальном образовании достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации сельского поселения, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих. Обязать администрацию МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ, путем организации и проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации сельского поселения, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих.

В судебном заседании, помощник прокурора прокуратуры Шарлыкского района Попова Е.А. исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района в лице главы Склярова С.П., выразившееся в непринятии мер по организации и проверке в муниципальном образовании достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации сельского поселения, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих. В части исковых требований об обязании ответчика устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказалась, в связи с добровольным исполнением данных требований ответчиком. Просила исковые требования с учетом уточнений удовлетворить.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ помощника прокурора прокуратуры Шарлыкского района Поповой Е.А. от исковых требований в части обязать ответчика устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, принят судом, производство по делу в данной части прекращено.

Ответчик – глава администрации МО «Новоархангельский сельсовет» Скляров С.П. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора с учетом уточнений согласился, суду пояснил, что действительно нарушения, указанные в исковом заявлении прокурора, имели место быть, в настоящее время допущенные нарушения устранены, издано Положение «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими администрации муниципального образования Новоархангельский сельсовет Шарлыкского района, соблюдения муниципальными служащими администрации муниципального образования Новоархангельский сельсовет Шарлыкского района требований к служебному поведению», которое является приложением к постановлению администрации МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, а также администрацией МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района принято постановление «Об утверждении положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими администрации муниципального образования Новоархангельский сельсовет Шарлыкского района, соблюдения муниципальными служащими администрации муниципального образования Новоархангельский сельсовет Шарлыкского района требований к служебному поведению».

Заслушав помощника прокурора, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора с учетом уточненных требований подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодатель).

Аналогичные положения закреплены в ст. 3 Закона Оренбургской области № 1611/339-1V-ОЗ от 10.10.2007 года «О муниципальной службе в Оренбургской области».

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Аналогичные положения закреплены в ст.6 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-03 от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».

В соответствии с частью 1 ст.6 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Согласно ч.1 ст.7 вышеназванного закона, реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.8 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы.

Аналогичные положения закреплены в ст.2 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-03 от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».

Законом Оренбургской области №1599/344-1V-ОЗ от 10.10.2007 «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области» установлен перечень наименований муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей.

Статьей 2 названного Закона Оренбургской области определены муниципальные должности, входящие в состав единого реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области.

Согласно указанной норме закона к муниципальным должностям относятся в том числе должности главы муниципального образования, которая устанавливается уставом муниципального образования, а также должность главы местной администрации (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), относящаяся в высшей должности муниципальной службы.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.12 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», к основным обязанностям муниципального служащего относится, в том числе представление в установленном порядке предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений о себе и членах своей семьи.

В соответствии с частью 1 ст.8 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3 настоящей части.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 ст.8 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

В соответствии с частью 6 ст. 15 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в ч.5 ст.9 Закона Оренбургской области №1611/339-1V-ОЗ от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».

В соответствии с п.38 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно пункту 12 ст.28 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя в том числе организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.

Аналогичные положения закреплены в п. 12 ст.25 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-03 от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», одной из мер по профилактике коррупции, является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Как установлено в судебном заседании, Уставом МО «Новоархангельский сельсовет» установлена должность главы муниципального образования, который одновременно является главой администрации сельсовета и руководит администрацией сельсовета на принципах единочалия.

Кроме того, в администрации МО «Новоархангельский сельсовет» имеются две должности специалистов 1 категории.

В нарушение требований федерального и регионального законодательства в муниципальном образовании «Новоархангельский сельский совет» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не организована и не осуществляется.

Таким образом, требования, изложенные в заявлении прокурора прокуратуры Шарлыкского района, суд признает обоснованными, поскольку бездействие органов местного самоуправления в указанной сфере создает предпосылки для предоставления муниципальными служащими недостоверных, неполных, заведомо ложных сведений о доходах и совершению коррупционных правонарушений.

Суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора прокуратуры Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Новоархангельский сельский совет» в лице главы Склярова С.П. надлежит удовлетворить.

Факты, изложенные в исковом заявлении, ответчик признал.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В данном случае, исковые требования прокурора обоснованны по изложенным в исковом заявлении основаниям, и признание ответчиком иска подлежит принятию судом.

Согласно ст.173 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области» в лице главы Склярова С.П., выразившееся в неисполнении требований законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, с учетом признания иска ответчиком, надлежит удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора прокуратуры Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в лице главы Склярова С.П., выразившееся в непринятии мер по организации и проверке в муниципальном образовании достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации сельского поселения, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течение месяца.

Судья Топильская С.А.