решение от 04.07.2012г. по делу №2-561 по иску Харламовой О.А. к упрвлению Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-561/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 04 июля 2012 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., при секретаре Кандараковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харламовой О.А. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шарлыкском районе Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Харламова О.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она подала ответчику заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В конце ДД.ММ.ГГГГ года получила решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ был мотивирован тем, что по представленным ею документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила <данные изъяты> тогда как требуется 25 лет. Ответчиком не были засчитаны в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск без сохранения заработной платы); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа в должности тренера-преподавателя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ДЮСШ <адрес>).

Считая отказ УПФ в Шарлыкском районе Оренбургской области в назначении ей, Харламовой О.А., досрочной пенсии по старости незаконным и необоснованным, грубо нарушающим её права и интересы., просила признать его таковым и обязать ответчика засчитать спорные периоды работы в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании Харламова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что работает в должности тренера преподавателя детско-юношеской спортивной школы села <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Считает незаконным отказ ответчика во включении в специальный стаж работы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя, поскольку характер её работы как до ДД.ММ.ГГГГ так и после указанной даты не изменился. Засчитав период работы до ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд должен был засчитать в специальный стаж и период работы тренером – преподавателем и после ДД.ММ.ГГГГ Выработать стаж работы 16 лет и 8 мес. в должности тренера – преподавателя, она бы не смогла, поскольку родилась в ДД.ММ.ГГГГ и для того, что бы на ДД.ММ.ГГГГ выработать необходимый стаж, ей пришлось бы выйти на работу в <данные изъяты>

Не включение ответчиком периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. и периода отпуска без сохранения заработной платы, так же считает незаконным, поскольку в данные периоды она находилась в трудовых отношениях с отделом спорта и туризма. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, признать незаконным и отменить решение начальника УПФ в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости спорные периоды работы.

Представитель ответчика Дегтярева Н.В. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что действующим законодательством, включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком не предусмотрено. Согласно разъяснений Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж может включаться период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком, если он имел место до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу изменений в КЗоТ РФ. Поскольку ребенок у Харламовой О.А. родился в ДД.ММ.ГГГГ., период нахождения истца, в отпуске по уходу за ним, включен в специальный рудовой стаж быть не может. Период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы в специальный стаж не включается, поскольку Харламовой О.А. в данный период не осуществлялась работа дающая право на досрочное назначение пенсии.

Период работа в истца должности тренера-преподавателя в специальный трудовой стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ может быть засчитан при одновременном выполнении двух условий, а именно – работник на указанную дату должен иметь стаж работы в должностях и учреждениях указанных в списке не менее 16л.8 мес. и у работника имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Стаж работы истца по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 14 лет. То есть условия не выполнены.

Представитель ответчика Мавликаева Р.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражения Дегтяревой Н.В. поддержала в полном объеме, в удовлетворении иска Харламовой О.А. просила отказать, считая решение начальника УПФ в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.

Заслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан. Однако различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На основании п.2 ст.27 вышеуказанного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.2 раздела «наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрена должность «тренер – преподаватель», п.2 раздела «Наименование учреждений» предусмотрена «Детская юношеская спортивная школа».

Установлено, что Харламова О.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 21 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ - УПФ РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ , Харламовой О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям предусмотренным п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности для детей независимо от их возраста.

Не согласившись с решением начальника управления пенсионного фонда в Шарлыкском районе, Харламова О.А. обратилась с иском о признании незаконным решения начальника УПФ в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ и обязании ответчика включить спорные периоды в трудовой стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В обоснование исковых требований Харламовой О.А., представлены доказательства исследованные в судебном заседании, а именно:

- копия заявления истца в УПФ по Шарлыкскому району от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-5);

- справки уточняющие периоды работы Харламовой О.А., согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Харламова О.А. работает в ДЮСШ комитета по физической культуре, спорту и туризму в должности тренера – преподавателя в том числе и в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 6-10);

- трудовая книжка на имя Харламовой (Пайдютовой) О.А. ( л.д. 11-14);

- решение начальника УПФ в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении пенсии по старости ( л.д. 15);

- копия диплома и свидетельство о рождении сына Х.К.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г.р. ( л.д. 21-22).

Как установлено в судебном заседании, спора о соответствии должности истца, соответствующей должности Списка, предоставляющей право на досрочное назначении пенсии, а так же спора о продолжительности выполняемой работы, между сторонами не имеется. Однако, стороны расходятся в вопросе включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение и получение пенсии по старости, периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком 1998 г. р., в отпуске без сохранения заработной платы, и периода работы в должности тренера преподавателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, с учетом норм материального права регулирующего отношения сторон суд приходит к следующему.

Как было отмечено ранее, должность «тренер – преподаватель», и наименование учреждения - «Детская юношеская спортивная школа» предусмотрены п.2 раздела «наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г № 781. Судом установлено, что Хараламова О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности тренера-преподавателя ДЮСШ <адрес>. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Вместе с тем, согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии в пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Согласно исследованных в судебном заседании документов, подтверждающих факт работы Харламовой О.А. в должности тренера – преподавателя Муниципального образовательного учреждения дошкольного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа», стаж работы истца по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном учреждении составил <данные изъяты>

Таким образом, поскольку, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца имелся стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью менее 16 лет 8 месяцев, спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ <адрес>, обоснованно не включены в специальный стаж Харламовой О.А., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. В связи с чем, решение начальника УПФ в Шарлыкском районе, в части не включения периода работы в должности тренера – преподавателя начиная с ДД.ММ.ГГГГ следует считать законным и обосновынным.

Суд так, же соглашается с доводами представителей ответчика о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком 1998г.р. не должен включаться в специальный стаж. Данный вывод, суд обосновывает следующим.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья167 КЗоТ РСФСР, предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием данного Закона (вступил в силу 6 октября 1992г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведённых выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992года. Поскольку, отпуск Харламовой О.А. по уходу за ребёнком, начался с ДД.ММ.ГГГГ и продолжался по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что пенсионный фонд правомерно отказал истцу во включении данного периода в специальный трудовой стаж.

В части отказа пенсионного органа во включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и(или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 в части включения периодов работы до 12.11.2002г. и Правилами исчисления периодов работы утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 ( за периоды работы с 12.11.2002г.) в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включаются периоды связанные с получением пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков. Включение в специальный стаж периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованно не включен ответчиком в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение начальника Управления пенсионного фонда в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Харламовой О.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости вынесено законно и оснований для его отмены, а так же включении спорных периодов в специальный трудовой стаж Харламовой О.А. суд не усматривает. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Харламовой О.А. надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Харламовой О.А. о признании незаконным решения начальника Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии при наличии специального стажа и обязании ответчика включить в специальный с стаж спорные периоды работы в должности тренера – преподавателя ДЮСШ <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме

Судья Е.А. Росляков