апелляционное определение по гражданскому делу



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Ширинский районный суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего судьи Пархомович Г.П.,

с участием прокурора Чебодаевой И.Ю.,

при секретаре Бернгардт О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2010 года гражданское дело по иску прокурора Ширинского района к Игнатьеву Василию Михайловичу и Администрации муниципального образования Ширинский район о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки с апелляционными жалобами ответчиков на решение мирового судьи 1-го судебного участка Ширинского района от 12 июля 2010 года, суд

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ширинского района обратился в суд с иском к Игнатьеву В.М. и Администрации муниципального образования Ширинский район о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки, мотивируя свои требования тем, что Администрацией муниципального образования Ширинский район ХХ.ХХ.ХХ года по договору купли-продажи предоставлен в собственность Игнатьеву В.М. земельный участок, расположенный по адресу: .... Просил признать состоявшуюся сделку недействительной в силу ничтожности по тем основаниям, что предоставленный Игнатьеву В.М. земельный участок находится на землях особо охраняемых природных территорий курорта «Озеро Шира», особо охраняемые земли ограничены в обороте, следовательно, земельные участки, расположенные на них, не могут быть предоставлены в частную собственность. Просил применить последствия недействительности сделки, обязав Игнатьева В.М. вернуть Администрации муниципального образования Ширинский район земельный участок, а Администрацию муниципального образования Ширинский район обязать вернуть Игнатьеву В.М. денежные средства в размере ХХ руб. ХХ коп., полученные в качестве исполнения договора купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ года.

Решением мирового судьи 1-го судебного участка Ширинского района от 12 июля 2010 года исковые требования прокурора удовлетворены, сделка купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ..., от ХХ.ХХ.ХХ года признана недействительной в силу ничтожности, применены последствия недействительности сделки в виде аннулирования записи о государственной регистрации права собственности Игнатьева В.М. на вышеназванный земельный участок, обязанности Игнатьева В.М. передать муниципальному образованию Ширинский район указанный земельный участок, обязанности муниципального образования Ширинский район вернуть Игнатьеву В.М. денежные средства в размере ХХ руб. ХХ коп.

С решением не согласны ответчики – Муниципальное образование Ширинский район и Игнатьев В.М., о чем подали апелляционные жалобы.

В апелляционной жалобе МО Ширинский район просит решение суда отменить полностью, полагая, что спорный земельный участок относится к категории земель населенного пункта, не ограничен в обороте и может предоставляться в частную собственность, что подтверждается данными кадастрового учета, так как перевода земель курорта в земли особо охраняемых территорий не производилось. Не согласно также с выводом мирового суда о том, что курорт «Озеро Шира» является курортом федерального значения, указав, что утвержденного в установленном законом порядке положения о курорте «Озеро Шира» не существует, округа санитарной охраны курорта не утверждены.

Игнатьев В.М. в своей апелляционной жалобе также просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что спорный земельный участок относится к категории земель населенного пункта, не ограничен в обороте и может предоставляться в частную собственность.

Представитель МО Ширинский район – Селезнева А.А. и ответчик Игнатьев В.М. в судебном заседании на требованиях по апелляционным жалобам настаивали.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в зал суда не явился, извещен надлежащим образом л.д.220-221), суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Прокурор полагает, что решение мирового суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы ответчиков удовлетворению не подлежат.

Проверив материалы дела, заслушав явившиеся стороны, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, постановлением главы МО Ширинский район № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г. Игнатьеву В.М. предоставлен в собственность за плату земельный участок по адресу: ..., площадью ХХ кв.м. л.д.7-8).

На основании постановления от ХХ.ХХ.ХХ г. между МО Ширинский район и Игнатьевым В.М. ХХ.ХХ.ХХ г. заключен договор купли-продажи указанного выше участка л.д.3-6).

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что описание участка со схемой его размещения в ..., свидетельствуют о его нахождении во второй зоне санитарной охраны курорта.

При рассмотрении апелляционных жалоб прокурором представлен также Генеральный план застройки п.Жемчужный, выполненный в ноябре 1985г. институтом Красноярскгражданпроект л.д.226-229), а также Карта землепользования района курорта Озеро Шира с границами трех зон санитарной охраны, выполненная в 1983г. управлением «Геоминвод», согласно которых зоны санитарной охраны курорта совпадают и соответствуют границам зон санитарной охраны, указанным в карте земелепользования района курорта Озеро Шира, выполненной в 2003г. институтом Абакангражданпроект л.д.18), из которых видно, что п.Жемчужный расположен во второй зоне санитарной охраны курорта, поэтому не доверять представленным документам у суда оснований нет.

В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 06 января 1971 г. №11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» курорт Озеро Шира отнесен к курортам республиканского значения.

Постановлением Совета министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. №556 установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Озеро Шира (граница округа санитарной охраны курорта; граница 1зоны округа (зона строгого режима); граница 2 зоны округа (зона ограничений); граница 3 зоны округа (зона наблюдения)).

Согласно Положению о курортах (п. 15), утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 05 сентября 1973 г. №654 «Об утверждении положения о курортах», округ санитарной охраны курорта делится на три зоны. На территории первой зоны (зоны строго режима) запрещались не связанные непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств курорта постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могли оказывать вредное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта. На территории этой зоны разрешались связанные с эксплуатацией природных лечебных средств горные и земляные работы, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров, питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи лечебных грязей), выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений. На территории второй зоны запрещалось строительство объектов и сооружений, (кроме объектов и сооружений, строительство которых разрешается в порядке, предусмотренном п. 10 Положения о курортах), производство горных и других работ, не связанных непосредственно с развитием и благоустройством курорта, устройство поглощающих колодцев, полей орошения и подземной фильтрации, кладбищ, скотомогильников, массовый прогон скота, применение ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, вырубка зеленых насаждений (кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок) и всякое другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных средств курорта. На территории третьей зоны допускались все виды работ, которые не могли оказывать отрицательное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

В соответствии с законодательством, действовавшим в 1985 г., все земли, в том числе земли курортов, являлись государственной собственностью (ст. 3, 4, 107 Земельного кодекса РСФСР).

К государственной собственности курорт Озеро Шира был отнесён и ФЗ от 14 марта 1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых территориях». Так, в соответствии с п. 6 ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. №33-Ф3 (в ред. до 03 декабря 2008 г.) особо охраняемые природные территории федерального значения являлись федеральной собственностью и находились в ведении федеральных органов государственной власти.

3 декабря 2008 г. был принят ФЗ РФ №244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»», который распространил своё действие на отношения, возникшие после его вступления в силу (ст. 4 ГК РФ). Он определил, что в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 1), если право федеральной собственности на них зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного закона.

При этом, ФЗ РФ №244-ФЗ от 03 декабря 2008 г. предусмотрел, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного закона, также относятся к собственности муниципальных районов или городских округов (ч. 7 ст. 1), если они заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. К собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны выше, отнесены все иные земельные участки, вне зависимости от того, зарегистрировано право федеральной собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного закона или нет (ч. 4 и 7 ст. 1 ФЗ РФ №244-ФЗ от 03 декабря 2008 г.).

То есть к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены все земельные участки, за исключением участков, отнесенных к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Следовательно, все земли курорта Озеро Шира, которые не заняты объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации; не предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, органам власти субъектов Российской Федерации, либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или


некоммерческим организациям; не находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; не предусматриваются федеральными законами, принадлежат на праве собственности муниципальному району.

Несмотря на то, что земли курорта Озеро Шира отнесены к муниципальной собственности, они не вышли из-под режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Так, согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий, в том числе земли курортов (п. 1 ч. 2 ст. 94 ЗК РФ) относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 Земельного кодекса РФ.

Наличие режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов означает, среди прочего, введение ограничений оборотоспособности земельных участков. В частности, по правилу установленному ч. 2, п. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте, что означает невозможность их предоставления в частную собственность.

Доводы апелляционных жалоб о нахождении спорного земельного участка на землях поселений, которые, как считают ответчики, не могут быть отнесены к особо охраняемым землям, поэтому могут передаваться в частную собственность, основан на неправильном толковании закона и с учетом норм, содержащихся в п.10 ст. 85, ст. 27 Земельного кодекса РФ, не заслуживает внимания. Действительно, земли курорта Озеро Шира отнесены к муниципальной собственности, но они не вышли из-под режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, следовательно, не могут передаваться в частную собственность.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что земли курорта Озеро Шира находятся в муниципальной собственности, но в силу прямого указания в законе ограничены в обороте, что означает невозможность передачи в частную собственность, и с учетом установленного, руководствуясь ст. 168 Гражданского кодекса РФ, согласно которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, признал договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ..., от ХХ.ХХ.ХХ года между МО Ширинский район и Игнатьевым В.М. недействительным в силу ничтожности, и применил последствия недействительности ничтожной сделки.

Нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущены, поэтому оснований для отмены решения не имеется.

С учетом изложенного решение мирового суда по настоящему делу от 12 июля 2010 года подлежит оставлению без изменения, а жалобы МО Ширинский район и Игнатьева В.М.– оставлению без удовлетворения. Ссылки в апелляционных жалобах на другие доводы не заслуживают внимания, поскольку обстоятельства, в них изложенные, проверены судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в решении.

В силу изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи 1-го судебного участка Ширинского района от 12 июля 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.

Председательствующий: