дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Румянцевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Павловской Натальи Васильевны к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ширинском районе Республики Хакасия об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность,
УСТАНОВИЛ:
Истец, предъявляя исковые требования, пояснила в исковом заявлении, что она работала педагогом в различных учебных учреждениях. 26 марта 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, однако, решением комиссии по назначению пенсий ГУ – УПФР в Ширинском районе от 15 апреля 2010 года ей было отказано в назначении этой трудовой пенсии в связи с тем, что период осуществления ею подобной педагогической деятельности составляет на момент обращения за назначением пенсии менее 25 лет. При этом в решении приведён расчёт специального трудового стажа, согласно которому в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, не зачтены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17 декабря 1991 года по 06 мая 1992 года, период работы в должности руководителя кружка в Доме пионеров и школьников с 07 мая 1992 года по 13 марта 1997 года, период нахождения на курсовой подготовке с 08 ноября 2000 года по 20 ноября 2000 года и период работы в должности педагога дополнительного образования в Доме пионеров и школьников с 01 января 2001 года по 26 марта 2010 года. Вместе с тем, истец не согласна с указанным решением, поскольку полагает, что оспариваемые периоды подлежат включению в стаж работы, связанной с осуществлением педагогической деятельности.
В связи с этим истец заявляет требования о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, требует обязать ответчика зачесть оспариваемые периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить пенсию с момента обращения за ней к ответчику.
В судебном заседании истец, а также ей представитель ФИО1 заявленные требования подтвердили в полном объёме, дополнительно пояснив, что справка о нахождении истца в отпуске по уходу за ребенком с 17 декабря 1991 года по 06 мая 1992 года недостоверна, поскольку в указанный период истец фактически работала, о чем свидетельствует справка о её заработной плате. Должность руководителя кружка в трудовой книжке не была исправлена на должность педагога дополнительного образования по вине лица, ответственного за ведение книжки, хотя в 1994 году истец уже была аттестована, как педагог дополнительного образования. В период нахождения её на курсовой подготовке она фактически повышала квалификацию и ей в этот период начислялась заработная плата.
Ответчик – представитель Титов А.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в обоснование своих возражений пояснив, что включение оспариваемых периодов трудовой деятельности истца в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено действующим законодательством.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствует должность "руководитель кружка".
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В установленном законом порядке установление тождества профессий «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования» произведено не было.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем такой должности истца, которой не содержится в нормативных правовых актах.
Вместе с тем, общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранена и прежняя должность "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
В свою очередь, запись в трудовой книжке истца № 17 от 14 марта 1997 года прямо свидетельствует о том, что она была переведена с должности руководителя кружка Дома пионеров на должность педагога дополнительного образования по кройке и шитью в Доме пионеров на основании приказа от 03 марта 1997 года л.д.8).
Представленные истцом аттестационный лист и выписки из приказов, из которых следует, что она была аттестована 10 апреля 1994 года, как педагог дополнительного образования, не могут быть приняты судом в качестве доказательств, поскольку они опровергаются записями в трудовой книжке истца.
Таким образом, требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 07 мая 1992 года по 13 марта 1997 года в должности руководителя кружка не основаны на законе, а потому не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. 4 и 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течении полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В силу требований ст.187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В свою очередь, п. 9 вышеуказанных Правил предусмотрен перечень периодов работы, не дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, среди которых нахождение работника на курсах повышения квалификации не предусмотрено. Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширительному толкованию.
Поэтому, нахождение истца на курсах повышения квалификации, при выполнении работы, связанной с педагогической деятельностью, также подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
При таким обстоятельствах суд находит, что период нахождения истца на курсовой подготовке (курсах повышения квалификации) с 08 ноября 2000 года по 20 ноября 2000 года необоснованно не включены ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
В свою очередь, суд полагает, что ответчиком правомерно не включен в указанный стаж период нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком с 17 декабря 1991 года по 06 мая 1992 года.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 года 1981 года N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Вместе с тем, как указывается сторонами, ребёнок истца родился 16 декабря 1988 года и, следовательно, с 17 декабря 1991 года его возраст составлял более трех лет.
Истцом суду заявлен довод, согласно которого в указываемый период она осуществляла трудовую деятельность, приказ о предоставлении ей отпуска без содержания был вынесен ошибочно и потому выданная на основании данного приказа справка недостоверна.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч.1 ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно выписки из книги приказов Ширинской школы – интернат, пунктом 2 приказа № 61 от 16 декабря 1991 года предписано: Павловской Н.В., на основании заявления, предоставить отпуск без содержания по уходу за ребенком с 17 декабря 1991 года по 01 августа 1992 года.
Каких – либо сведений об отмене данного приказа или его недостоверности, суду не представлено.
Справка о начислении истцу заработной платы за период с декабря 1991 года по апрель 1992 года не содержит сведений о работе истца, за которую ей начислялась заработная плата, и потому не может свидетельствовать о том, что истец в указанный период продолжала работать именно инструктором по труду либо занималась иной педагогической деятельностью.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся доказательства в порядке, предусмотренном ч.ч.1 – 3 ст.67 ГПК РФ, суд находит необоснованными доводы истца о включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, с 17 декабря 1991 года по 06 мая 1992 года.
Также не подлежат удовлетворению требования о зачете в указанный стаж периода работы в должности учителя технологии с 03 сентября 2008 года по 31 декабря 2008 года, поскольку в указанной должности истец работала на 0,44 ставки, а п.4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, не основаны на законе требования истца о включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в должности педагога дополнительного образования с 01 января 2001 года по 26 марта 2010 года.
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Как следует из установленных обстоятельств дела, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на 01 января 2001 года составлял 10 лет 08 месяцев 08 дней, а потому включение последующего периода работы педагогом дополнительного образования в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, неправомерно.
Несостоятельны при этом доводы истца о нарушении тем самым её прав, предусмотренных ст.55 Конституции РФ, поскольку, исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года N 512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.
С учётом обстоятельств, указанных выше, суд находит, что при обращении истца 26 марта 2010 года в комиссию по назначению пенсий Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ширинском районе Республики Хакасия её стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, составлял менее 25 лет.
Поэтому, требования о признании права на досрочную трудовую пенсию и о назначении пенсии с момента обращения за ней в пенсионный орган, удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ширинском районе Республики Хакасия, по вступлении решения в законную силу, включить в трудовой стаж Павловской Натальи Васильевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды с 08 ноября 2000 года по 20 ноября 2000 года.
В удовлетворении требований о включении в трудовой стаж Павловской Натальи Васильевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов с 17 декабря 1991 года по 06 мая 1992 года, с 07 мая 1992 года по 13 марта 1997 года, с 01 января 2001 года по 26 марта 2010 года и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, отказать.
На данное решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с Дата обезличена
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменёв