Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Ширинский районный суд Республики Хакасия с.Шира
в составе председательствующего судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия Дельхман А.В., при секретаре Артеменко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федоровой Любови Александровны в лице представителя по доверенности – Андриенко Е.Ю. об оспаривании решения Ширинского отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия, суд
У С Т А Н О В И Л :
Согласно поданному заявлению, по соглашению о перенайме от Дата обезличена года Администрцией муниципального образования Ширинский район Федоровой Л.А. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен, площадью Номер обезличен кв.м.
Указанный участок расположен по адресу: Республика Хакасия, ..., в постановлении о его предоставлении указана категория земель, как земли особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения). Вместе с тем, позднее стало известно, что указанная категория земли, к которой относится предоставленный земельный участок, определена ошибочно, поскольку из представленной Территориальным (межрайонным) отделом Номер обезличен Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия (далее – Управления Роснедвижимости по РХ) информации следует, что предоставленный заявителю земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Собственником земли – администрацией муниципального образования ... вынесено постановление об изменении постановления о предоставлении земельного участка заявителю в части, касающейся указания категории земли – земли сельскохозяйственного назначения вместо земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения).
При обращении заявителя в ... Управления Росреестра по Республике Хакасия об осуществлении кадастрового учета изменений категории земель Ширинским отделом Управления Росреестра по РХ принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений – Номер обезличен от Дата обезличена года. Основанием об отказе в решении указано, что заявителем не представлены необходимые документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
В свою очередь, полагая, что ею представлены для осуществления кадастрового учёта все полагающиеся документы, и отказ осуществления кадастрового учета нарушает её права, заявитель просит признать вышеуказанное решение незаконным и обязать Ширинским отделом Управления Росреестра по Республике Хакасия произвести кадастровый учет изменений земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя Андриенко Е.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования подтвердила в полном объеме.
В судебном заседании представитель Ширинского отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, отсутствовал, не уведомив суд о причинах неявки представителя в судебное заседание и не представив возражений на заявленные требования.
Суд, руководствуясь ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, определил возможным рассмотреть заявление по существу в отсутствие представителя Ширинского отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия.
Представитель администрации муниципального образования ... привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, отсутствовал, не уведомив суд о причинах неявки представителя в судебное заседание и не представив возражений на заявленные требования.
Суд, руководствуясь ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, определил возможным рассмотреть заявление по существу в отсутствие представителя администрации муниципального образования ....
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К таким решениям и действиям, согласно ст.255 ГПК РФ относятся коллегиальные или единоличные решения, в результате которых, в частности, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как разъясняет Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В свою очередь, согласно п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года, N 456, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости и государственный кадастровый учет недвижимого имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Изложенное дает основания полагать о том, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ.
Статьёю 70 Земельного кодекса РФ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч.3 ст. Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч.1 ст.16 Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п.7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Как следует из п.13 ч.2 ст.7 Закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся также категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с ч.1 п.8 ст.22 Закона, при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений о земельном участке с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
На основании ч.1 ст.26 Закона, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В свою очередь, перечень оснований приостановления осуществления кадастрового учета установлен частью второй данной статьи, согласно п.4 которой осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
В силу п.8 ст.1 Земельного Кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства в Российской Федерации является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст.7 данного Кодекса, к числу таковых категорий относятся как земли сельскохозяйственного назначения, так и земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии со ст.8 Земельного Кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В настоящее время порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Совокупность всех вышеизложенных норм позволяет сделать вывод о том, что в случае перевода земель из одной категории в другую указанные изменения характеристики земельного участка подлежат кадастровому учету, для чего в орган, осуществляющий кадастровый учет, должны быть представлены документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к новой категории земель и, в случае непредставления этих документов, кадастровый учет должен быть приостановлен.
Вместе с тем, исследовав в порядке, предусмотренном ч.ч.1 – 3 ст.67 ГПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд не усматривает, что категория земель, на которых расположены предоставленные заявителям участки, изменялась в предусмотренном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу что, поскольку категория земель, на которых расположены предоставленные заявителю участки, никоим образом реально не изменялась, перевод их в иную категорию не производился, ранее допущенные ошибки в указании категорий земель устранены и в настоящее время заявители обращаются для кадастрового учета земельных участков в соответствии с фактически имеющейся категорией земель, то у заявителей отсутствует обязанность предоставления в орган, осуществляющий кадастровый учет, документов, подтверждающих перевод земель из одной категории в другую, а потому решения о приостановлении кадастрового учета вследствие непредставления данных документов – неправомерны.
На основании ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление об оспаривании решения обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав.
Руководствуясь ст. 258, в соответствии со ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Федоровой Любови Александровны о признании незаконным решения Ширинский отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия, Номер обезличен от Дата обезличена года, об отказе в осуществления кадастрового учета изменений категории земель, удовлетворить.
Обязать Ширинский отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия по заявлению Федоровой Л.А. произвести кадастровый учет изменений категорий земель земельного участка с кадастровым Номер обезличен.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в 10-дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с Дата обезличена года.
Председательствующий:
судья А.В.Дельхман