решение по гражднскому делу



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

с. Шира Дата обезличена г

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Ширинского районного суда РХ Попиякова Ф.И., при секретаре Быковской Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ширинского района о признании недействительным в силу ничтожности договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, обосновывая заявленные требования, указал в заявлении, что Дата обезличена года главой администрации муниципального образования Ширинский район издано постановление № 902 о предоставлении бесплатно в собственность Шиманович С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: Ширинский район, пгт. Жемчужный, садоводческое товарищество «Санаторное», ... относящийся к категории земель - земли населенного пункта. На основании указанного постановления Дата обезличена года главой администрации МО Ширинский район с Шиманович С.Н. заключен договор о безвозмездной передаче земельного участка в собственность Номер обезличен. Указанный договор противоречит требованиям действующего гражданского и земельного законодательства, следовательно, подлежит признанию недействительным в силу ничтожности.

В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Ширинского района Чебодаева И.Ю. заявленные требования поддержала в полном объёме.

Надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства представитель ответчика Шиманович С.Н. ФИО2 в судебное заседание не явился. Суд принял решение о рассмотрении дела в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель администрации МО Ширинский район ФИО3 исковые требования не признала. Свои доводы обосновала следующим. Постановление Совета Министров РСФСР oт Дата обезличена Номер обезличен было издано на основании Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от Дата обезличена. В Земельном кодексе РСФСР отсутствовало такое понятие как категория земель охраняемых территорий и объектов. Лишь принятием Дата обезличена Земельного кодекса Российской Федерации появляется категория земель особо охраняемых территорий и объектов. В статье 32 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличен.3-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» прописан режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Пункт 3 этой же статьи трактует, что «для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны». В данном случае, на курорте «Озеро Шира» природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи) и должны быть установлены округа горно-санитарной охраны, а не санитарной, которые утверждаются Постановлением Совета Министров РСФСР от Дата обезличена года Номер обезличен.

Однако нет утвержденных запасов полезных ископаемых, для которых устанавливаются округа горно-санитарной охраны, имеется в виду, минеральные воды самого озеро Шира и лечебные грязи. Для минеральных вод Ширинского подземного месторождения существует отдельный проект округа горно-санаторной охраны скважины Номер обезличен.

Согласно п.9 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен, проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Такого согласования с вышестоящими организациями проекта округов горно-санитарной охраны курорта «Озеро Шира» не существует.

Соответственно не было перевода земель в категорию особо охраняемых территорий и объектов согласно Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О переводе земель пли земельных участков из одной категории в другую». Поэтому нет акта органа власти об утверждении границ горно-санитарной охраны курорта «Озера Шира». Органом государственной власти, согласно Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» является Правительство Российской Федерации (статья 4), если курорт является федеральным или Правительство Республики Хакасия (статья 5). В Государственном реестре курортного фонда Российской Федерации курорт «Озеро Шира» отсутствует. Реестра курортного фонда Республики Хакасия не существует. Курорт «Озеро Шира» является акционерным обществом, а не государственным предприятием.

Вокруг курорта «Озеро Шира» согласно государственного учета земель Ширинского района и кадастрового учета, располагаются земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов ... и .... Земли населенных пунктов ... и ... утверждены постановлением администрации муниципального образования ... от Дата обезличена Номер обезличен «О передаче земель совхозов, подхозов и ГФЛ и в ведение сельских Советов и зем.запас».

В силу части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящихся в государственной и муниципальной собственности ограничиваются в обороте. Согласно абзаца 2 пункта 2 той же статьи, земельные участки, отнесенные к землям с ограниченным оборотом, не предоставляются в частную собственность. Отсюда следует, что жители ... и ... лишены права частной собственности на землю, что нарушает п.1. статьи 36 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, спорный земельный участок относится не к особо охраняемым территориям, а к категории земель населенного пункта, которые не ограничены в обороте, и могут предоставляться в частную собственность.

Ответчик Шиманович С.Н. и его представитель ФИО4 согласившись с доводами представителя администрации МО Ширинкий район, с исковыми требованиями прокурора не согласились. Дополнив, что Решением исполнительного комитета Ширинского районного Совета народных депутатов ХАО Красноярского края Номер обезличен от Дата обезличена года коллективу курорта «Озера Шира» и коллективу детского санатория были предоставлены земли под коллективное садоводство. Земельный участок, предоставленный Шиманович С.Н., находится в границах этих переданных земель. При передаче земель об ограниченности их в обороте не указывалось.

Надлежаще извещенный о месте и времени судебного представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее Росимущества) в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. В письменном отзыве представитель Росимущества указал, что земельный участок, расположенный в пределах округа санитарной зоны курорта «Озера Шира», имеющего статус курорта федерального значения, является федеральной собственностью. Постановление о предоставлении бесплатно в собственность Шиманович С.Н. земельного участка принято Дата обезличена года. Оспариваемый договор заключен Дата обезличена года. Муниципальное образование Ширинский район не являлось в указанный период времени собственником данного имущества и не было наделено собственником земельного участка полномочиями распоряжаться данным земельным участком. В указанный период времени федеральный закон от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» еще не был принят и не содержит нормы о том, что он имеет обратную силу.

Представитель садоводческого товарищества «Санаторное» ФИО5 не согласившись с требованиями прокурора, суду пояснил, что оспариваемый земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества. Садоводческое товарищество создано для организации водоснабжения и электроснабжения. В 1989 года земли были переданы курорту и санаторию. Переданы были те земли, которые не использовались подхозами и совхозами, в связи с их неплодородностью. Часть земли осталась за товариществом «Санаторное», вторая часть за товариществом «Курортное». В данные товарищества было включено 130 человек. Часть из них являются собственниками, другая часть - арендаторы. Шиманович С.Н. пользуется данным участком с 1989 года. У него возникло право собственности. Собственником данных участков является администрация МО Ширинский район, и оно имеет право распоряжаться этими участками.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования. В судебном заседании прокурор уточнил свои требования, обосновав, что он выступает в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличен «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от Дата обезличена), прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Конституции РФ граждане РФ осуществляют власть через органы государственной власти, к которым согласно ст.ст. 94, 95 Конституции РФ относится Государственная Дума Российской Федерации, принимающая от имени народа РФ федеральные законы. Неисполнение закона муниципальным образованием Ширинский район при заключении указанной сделки затрагивает интересы граждан, проживающих в Муниципальном образовании, делегировавших свои полномочия по принятию закона депутатам Государственной думы.

Суд приходит к выводу, что прокурор, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ выступает в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования в связи с несоблюдением норм действующего федерального законодательства, в защиту конституционного принципа верховенства закона.

Постановлением главы МО Ширинский район Номер обезличен от Дата обезличена года Шиманович С.Н. предоставлен в собственность земельный участок для садоводства из земель МО Ширинский район, земли населенных пунктов, по адресу: Ширинский район, ..., садоводческое товарищество «Санаторное», .... л.д. 7).

Дата обезличена года между МО Ширинский район и Шиманович С.Н. заключен договор о безвозмездной передаче земельного участка в собственность л.д.8). Акт приема-передачи земельного участка подписан сторонами Дата обезличена года л.д. 9).

Исследованные в судебном заседании кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) л.д.10), описание земельного участка со схемой размещения земельного участка в ... карта землепользования района курорта озера Шира с границами трех зон санитарной охраны л.д. 30) свидетельствуют о нахождении данного земельного участка во второй зоне санитарной охраны. Установленное судом обстоятельство участниками судебного процесса не оспаривается.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами.

В силу п.2 ст. 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» территория признается лечебно-оздоровительные местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 данного Закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» территория лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения является федеральной собственностью.

В силу п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении земельных участков в собственность граждан или юридических лиц за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков особо охраняемых природных территорий.

В силу в ст. 27 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно - оздоровительных местностей и курортов ограничены в обороте, то есть не могут предоставляться в частную собственность.

Постановлением Совета Министров РСФСР от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении Положений о курортах Марциальные воды, Озеро Карачи, Озеро Шира, Старая Русса и Тишково» курорт «Озеро Шира», находящийся в Ширинском районе отнесен к курортам республиканского значения (РСФСР).

Согласно постановлению Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен курорт «Озеро Шира» включен в Федеральную целевую программу «Развитие курортов федерального значения».

Статьей 39 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от Дата обезличена г., предусматривалось, что в интересах обеспечения необходимых условий для лечения и отдыха населения, а также с целью охраны природных лечебных факторов на всех курортах устанавливаются округа санитарной охраны. В пределах этих округов запрещается предоставлять земельные участки в пользование тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которых несовместима с охраной природных лечебных свойств и благоприятных условий для отдыха населения.

В настоящее время земли курортов отнесены к особо охраняемым природным территориям. Полномочиями по определению их границ и режимов наделено Правительство Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 16 Федерального закона от Дата обезличена г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции от Дата обезличена г.)).

В соответствии со своей компетенцией Совет Министров РСФСР Постановлением от Дата обезличенаг. Номер обезличен включил курорт Озеро Шира (Красноярский край), в перечень курортов РСФСР, имеющих республиканское значение, а Постановлением от Дата обезличена г. Номер обезличен утвердил Положение о курорте Озеро Шира.

В Положении о курорте Озеро Шира (опубликовано в СП РСФСР, 1986, Номер обезличен, ст. 82) определен правовой режим данного курорта. В пункте 12 прямо указано на Постановление Совета Министров РСФСР от Дата обезличена г. Номер обезличен (приложение N 2), устанавливающее границы и режим округа санитарной охраны курорта. Отмечено, что на территории зон округа санитарной охраны курорта соблюдаются требования, установленные для них Положением о курортах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от Дата обезличена г. Номер обезличен.

Указанное Постановление адресовано органам государственной власти, предназначено для определения ими соответствующих границ на местности и не содержит каких-либо правовых норм, затрагивающих права и свободы граждан, не вводит никаких ограничений их прав на землепользование. В нем обозначаются лишь границы округа санитарной охраны курорта, а также границы зон определенного вида режима (строгого режима, зон ограничений и наблюдения) без установления содержания этих режимов.

Особенности каждого вида режима особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли курортов, и связанные с ними запреты и ограничения установлены не оспариваемым Постановлением, а федеральными законами, в частности статьей 16 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с пунктом 3 которой в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, статьей 32 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от Дата обезличенаг.), пунктом 1 части 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что курорт «Озеро Шира» является курортом федерального значения, его территория является федеральной собственностью.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортов» округа санитарной охраны - это особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

Территория ... согласно описанию границ и режима округа санитарной охраны курорта «Озеро Шира» (приложение Номер обезличен к постановлению Совета Министров РСФСР от Дата обезличена Номер обезличен), карте землепользования района курорта «Озеро Шира», составленной Минздравом СССР и Управлением «Геоминвод», отнесена ко второй зоне санитарной охраны курорта федерального значения.

Решением Верховного Суда РФ от Дата обезличена Номер обезличенГКПИ07-376 установлено, что постановление Совета Министров РСФСР от Дата обезличена Номер обезличен не противоречит федеральному законодательству и является действующим.

Таким образом, земельные участки находятся в пределах округов санитарной зоны курорта «Озеро Шира», имеющего статус курорта федерального значения.

В соответствии с ФЗ РФ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»», который распространил своё действие на отношения, возникшие после его вступления в силу (ст. 4 ГК РФ) определено, что в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 1), если право федеральной собственности на них зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного закона.

При этом, ФЗ РФ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена г. предусмотрел, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного закона, также относятся к собственности муниципальных районов или городских округов (ч. 7 ст. 1), если они заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Более того, к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны выше, отнесены все иные земельные участки, вне зависимости от того, зарегистрировано право федеральной собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного закона или нет (ч. 4 и 7 ст. 1 ФЗ РФ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена г.). То есть распределение земель в процитированном законе осуществлено по остаточному принципу: к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены все земельные участки, за исключением участков, отнесенных к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Следовательно, все земли курорта Озеро Шира, которые не заняты объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации; не предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, органам власти субъектов Российской Федерации, либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; не находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; не предусматриваются федеральными законами, принадлежат на праве собственности муниципальному району.

Что касается п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях», которым особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе курорт Озеро Шира, относились к федеральной собственностью и находились в ведении федеральных органов государственной власти, то в него ФЗ РФ №244-ФЗ от 03 декабря 2008 г. «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения...» внесены изменения. На сегодняшний день особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых территориях» в ред. Федерального закона от 03 декабря 2008 г. №244-ФЗ).

Земли курорта Озеро Шира отнесены к муниципальной собственности, они не вышли из-под режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Так, согласно ч. 2 ст. 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, в том числе земли курортов (п. 1 ч. 2 ст. 94 ЗК РФ) относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 ЗК РФ.

Наличие режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов означает, среди прочего, введение ограничений оборотоспособности земельных участков. В частности, по правилу установленному ч. 2, п. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте, что означает невозможность их предоставления в частную собственность. Приведенное положение корреспондирует ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, согласно которой земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Из вышеприведенного следует, земли курорта Озеро Шира находятся в муниципальной собственности, но ограничены в обороте, что означает невозможность передачи их в частную собственность.

Из представленного ответа администрации МО Ширинский район следует, что ответчиком не принимались соответствующие акты, устанавливающие округа санитарной охраны курорта, режим использования территории, на котором расположен спорный земельный участок.

В силу ст. 32 ФЗ от Дата обезличена г. Номер обезличенФ3 «Об особо охраняемых территориях» режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов означает, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами (ч. 1). В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (ч.2). Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-­санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта (ч. 3). Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Таким законом является ФЗ РФ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Он установил, что в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды» природных лечебных ресурсов и их истощением (ст. 16).

При указанных обстоятельствах, наличия Постановления Совета министров РСФСР от Дата обезличена г. Номер обезличен в совокупности с ФЗ РФ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» достаточно, чтобы признать существующими не только ограничения на передачу земель в собственность гражданам, но и ограничения любых хозяйствующих субъектов (частных, государственных, муниципальных) в отношении их деятельности на территории курортов.

Следовательно, доводы ответчиков и их представителей об отсутствии оснований для удовлетворения иска не состоятельны.

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

В силу ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или правовыми актами.

Суд приходит к выводу, что договор о безвозмездной передаче земельного участка в собственность переданный администрацией МО Ширинский район Шиманович С.Н., противоречит требованиям закона и является ничтожным.

В силу ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Согласно п.4 ч.2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

При таких обстоятельствах, при признании договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность от Дата обезличена Номер обезличен недействительным в силу ничтожности, запись о государственной регистрации права собственности Шиманович С.Н. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может быть сохранена.

Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен « Об утверждении положения об округах санитарной и горно - санитарной охраны лечебно – оздоровительных местностей и курортов федерального значения» определен порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории. Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения. Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения осуществляют во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане. Следовательно, передача указанного земельного участка лицу законность владения которого, данным объектом не движимости не оспаривается, возможно, с учетом обязания выполнения требований санитарных норм.

По мнению суда, при разрешении спора о недействительности в силу ничтожности договора о безвозмездной передаче земельного участка, виндикация, т.е. истребования имущества из чужого незаконного владения не применима. Предметом спорных правоотношений является безвозмездная передача земельного участка. Законность владения ответчиком земельным участком не оспаривается и не является предметом при рассмотрении данного спора. Поэтому исковые требования прокурора в части обязания Шиманович С.Н. возвратить земельный участок удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ширинского района удовлетворить частично.

Признать недействительным в силу ничтожности договор Номер обезличен от Дата обезличена, заключенный между администрацией МО Ширинский район и Шиманович Сергеем Николаевичем, о безвозмездной передаче земельного участка, расположенного по адресу: Ширинский район, ..., садоводческое товарищество «Санаторное», квартал ...

Применить последствия признания недействительности сделки - аннулировать запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Ширинский район, ..., садоводческое товарищество «Санаторное», .... за Шиманович Сергеем Николаевичем.

В части требований прокурора Ширинского района к Шиманович Сергею Николаевичу вернуть администрации МО Ширинский район земельный участок, расположенный по адресу: Ширинский район, ... садоводческое товарищество «Санаторное», ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Попияков Ф.И.