решение по гражданскому делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года Ширинский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Пархомович Г.П.,

при секретаре Игнатьевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шенкнехт Татьяны Васильевны об оспаривании решения Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия (Управления Роснедвижимости по РХ) об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, суд

У С Т А Н О В И Л :

Шенкнехт Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия (Управления Роснедвижимости по РХ) от 29 апреля 2010г., которым отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет, мотивируя свои требования тем, что она является участником общей долевой собственности АО «Буденновское», выделила земельный участок, расположенный по адресу: ..., из земель общей долевой собственности в установленном законом порядке, провела межевание земельного участка, сдала документы для постановки земельного участка на кадастровый учет в Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия (далее - Теротдел № 1), которым 29 апреля 2010 года принято решение об отказе с указанием на неиспользование утвержденного в установленном порядке проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий от 29.01.96г. и наложение выделенного ею (заявительницей) земельного участка на другой земельный участок. Считает решение от 29 апреля 2010г. незаконным, так как действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в постановке на кадастровый учет, которое указано в решении.

В судебное заседание заявительница и ее представитель не явились, обратились в суд с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что на требованиях по заявлению настаивают.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08 февраля 2010г. Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия реорганизовано, по окончании реорганизационных мероприятий его правопреемником стало Управление федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, которое согласно Приложению к приказу от 08.02.10г. переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия л.д.102-109).

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия в зал суда не явился, направив в суд возражение на заявление, в котором просит оставить заявление Шенкнехт Т.В. без рассмотрения, указывая, что границы земельного участка, о постановке которого на кадастровый учет обратилась с заявлением Шенкнехт Т.В., пересекают границы другого земельного участка, расположенного в ..., право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием ..., поэтому полагают, что в данном случае между Шенкнехт и муниципальным образованием имеется спор о праве на данный земельный участок. Также представитель органа, чье решение оспаривается, обратился в суд с ходатайством о привлечении к участию в деле Муниципального образования Ширинский район.

Суд считает необходимым в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку в силу ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявления в порядке главы 25 настоящего кодекса рассматриваются с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, по настоящему делу требования ст. 257 ГПК РФ соблюдены. Кроме того, Шенкнехт Т.В., не оспаривая то, что граница выделяемого ею участка пересекает границу другого участка, просит отменить решение органа, вынесшего его, как не соответствующее требованиям закона, поэтому заявление не подлежит оставлению без рассмотрения.

Изучив материалы дела, суд на основании ст. 254 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.07г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 256 этого Кодекса предусматривает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Решение, которое обжалует заявительница, вынесено 29 апреля 2010г., заявление подано в суд 20 июля 2010г., то есть в предусмотренный законодательством трехмесячный срок.

В силу п.2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Решением Теротдела № 1 от 29 апреля 2010г. в постановке земельного участка по заявлению Шенкнехт Т.В. на кадастровый учет отказано в связи с тем, что

1) межевой план по форме и содержанию не соответствует требованиям ч.5 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», п.23 Требований к его подготовке, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 421;

2) границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает границы другого земельного л.д.5).

Ч.5 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке.

Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412 утверждены Формы межевого плана и Требования к его подготовке, согласно п.23 названных Требований для подготовки межевого плана используются в том числе и утвержденные в установленном порядке проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

Как видно из материалов дела, Шенкнехт Т.В. для постановки выделенного ею земельного участка из земель коллективно-долевой собственности на кадастровый учет предоставила в орган, осуществляющий такой учет, заявление и документы, подтверждающие ее право на долю в землях общей долевой собственности АО «Буденовское», выделение определенного земельного участка из земель общей долевой собственности л.д.39-48), а также межевой план, содержащий схему расположения и чертеж земельного участка, акт согласования границ л.д. 26-37), кадастровую выписку л.д.38), согласно которой выделяемый Шенкнехт земельный участок входит в земельный участок АО «Буденовское», который является землями коллективно-долевой собственности.

При таких обстоятельствах ссылка в обжалуемом решении на несоответствие межевого плана ч.5 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и п.23 Требований к его подготовке, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 421, а также ссылка в решении на необходимость использования для подготовки межевого плана именно проекта перераспределения земель от 29.01.96г. безосновательна.

Других доказательств того, почему, по мнению органа, вынесшего решение, должен быть использован при подготовке межевого плана проект перераспределения земель от 29.01.96г., почему Управление пришло к выводу о неиспользовании этого проекта заявительницей, а также доказательств законности вынесенного решения в этой части органом, действия которого обжалуются, не представлено, с учетом изложенного решение от 29.04.2010г. в части несоответствия межевого плана требованиям закона не может быть признано законным.

Статья 27 Федерального закона от 24.07.07г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости), то орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (пп.2 п.2 ст. 27).

Одним из оснований отказа в постановке на кадастровый учет в обжалуемом решении указано на

то, что границы земельного участка, о постановке которого на кадастровый учет обратилась с заявлением Шенкнехт Т.В., пересекают границы другого земельного участка, расположенного в ..., право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием Ширинский район (л.д. 54-101), тогда как в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» пересечение границ земельных участков является основанием для приостановления кадастрового учета, а не для отказа в постановке на такой учет. Приостановление кадастрового учета производится на определенный срок, для разрешения между лицами, границы участков которых пересекаются, вопросов о согласовании границ.

Таким образом, в этой части обжалуемое решение также не соответствует требованиям закона.

Органом, чье решение оспаривается, не представлено суду доказательств законности вынесенного решения об отказе в постановке на кадастровый учет, указанное решение препятствует дальнейшей регистрации земельного участка на имя заявительницы, поэтому суд приходит к выводу, что требования Шенкнехт подлежат удовлетворению, а решение Теротдела № 1 от 29 апреля 2010г. – признанию незаконным и отмене.

Так как решение отменено, то имеются основания обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, исполняющее на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08 февраля 2010г. на момент вынесения решения обязанности реорганизованного Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия, разрешить заявление Шенкнехт Татьяны Васильевны о постановке на кадастровый учет земельного участка в соответствии с действующим законодательством в предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сроки.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение старшего специалиста 3 разряда Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия (Управления Роснедвижимости по РХ) об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет от 29 апреля 2010г. № 11/10-620 по заявлению Шенкнехт Татьяны Васильевны признать незаконным и отменить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия разрешить заявление Шенкнехт Татьяны Васильевны о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: ..., в соответствии с действующим законодательством в предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сроки.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Ширинский районный суд.

Председательствующий:

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 03 августа 2010 года.