Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2010 года Ширинский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Пархомович Г.П.,
с участием прокурора Чебодаевой И.Ю.,
при секретаре Игнатьевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ширинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Муниципального образования Соленоозерный сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов, суд
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ширинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального образования Соленоозерный сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мотивируя свои требования тем, что проведенной прокуратурой района проверкой по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления установлено, что свалка твердых бытовых отходов, расположенная на расстоянии 0,3 км. к северо-востоку от окраины села Соленнозерное Ширинского района Республики Хакасия, в границах данного муниципального образования, не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. Енисейским управлением Ростехнадзора по РХ отказано в регистрации указанной свалки как объекта размещения отходов, так как администрация Муниципального образования Соленоозерный сельсовет не может выступать в качестве организации, эксплуатирующей свалку. Поэтому, считает, Муниципальное образование Соленоозерный сельсовет обязано организовать сбор и вывоз мусора организацией, соответствующей требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании прокурор Чебодаева И.Ю. на требованиях, указанных в заявлении в части обязания МО Соленноозерный сельсовет выполнить действия по выбору организации, эксплуатирующей свалку, настаивала. В части признания бездействия незаконным не настаивала, пояснив, что согласна, что Администрацией муниципального образования предпринимаются действия по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования.
Представитель Муниципального образования Соленоозерный сельсовет глава Администрации Куру В.И. требования прокурора признал частично, пояснив, что действительно действующая на территории муниципального образования свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, поскольку отсутствует организация, эксплуатирующая объект размещения отходов, также отсутствуют иные необходимые документы. Согласен с требованиями прокурора в части выбора организации, которая будет эксплуатировать свалку, просит дать срок для выбора такой организации до ноября 2010 года, поскольку для выбора организации необходимо объявить конкурс и дождаться его результатов, что займет промежуток времени более месяца.
Представитель третьего лица – Государственного комитета по охране окружающей среды и природопользования – Пономарев А.С., действующий на основании доверенности л.д.54), требования прокурора поддержал, пояснив, что в настоящее время разработана республиканская целевая программа «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы», согласно которой на территории каждого муниципального образования должны быть организованы площадки для складирования мусора. Реализация этой программы зависит от финансирования, которое будет осуществляться частично из бюджета республики, а частично- из бюджетов районов. Считает, что срок для исполнения требований прокурора должен быть не менее, чем 01 августа- 01 сентября 2011 года.
Представитель третьего лица – Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - в зал суда не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие л.д.53), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Ростехнадзора.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан (ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.
Ст.13 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В п. 1 ст. 8 этого же закона также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно Устава Муниципального образования Соленоозёрный сельсовет организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения Соленоозёрного сельсовета (пп.18 п.1 ст.8 Устава,л.д.3-28).
В судебном заседании установлено, что на территории Муниципального образования Соленоозёрный сельсовет действует свалка бытовых отходов, расположенная в 0,3 км. к северо-востоку от окраины с.Соленноозерное л.д.29-38), в регистрации которой как объекта размещения отходов согласно ответа Ростехнадзора л.д.42) отказано по причине того, что в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления Муниципальное образование Соленоозёрный сельсовет не может выступать в качестве организации, эксплуатирующей объект размещения отходов. При рассмотрении дела установлено также, что Муниципальное образование Соленоозёрный сельсовет наделено полномочиями в области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но при этом им не предприняты действия по выбору организации, занимающейся эксплуатацией свалки.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
С учетом вышеизложенного имеются все основания требования прокурора удовлетворить, признать бездействие Муниципального образования Соленоозерный сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора незаконным и обязать исполнить обязанность по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования путем выбора организации, эксплуатирующей свалку, соответствующей требованиям действующего законодательства, в срок до 01 ноября 2010 года. Определяя срок для выбора организации, суд исходит из времени, по пояснению главы Муниципального образования Соленоозерный сельсовет, необходимого для проведения конкурса по выбору организации, эксплуатирующей свалку.
Руководствуясь ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное образование Соленоозерный сельсовет исполнить обязанность по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования путем выбора организации, эксплуатирующей свалку, соответствующей требованиям действующего законодательства, в срок до 01 ноября 2010 года.
На решение может быть подана жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 06 сентября 2010 года.