дело № 2-734/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
14 октября 2010 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменёв Ю.А., при секретаре Румянцевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кичкильдеевой Людмилы Николаевны к администрации муниципального образования Ширинский район о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец, обосновывая заявленные требования, пояснила в исковом заявлении, что являлась ребёнком – сиротой вследствие смерти родителей. В качестве нуждающихся в жилых помещениях учтена не была, поскольку, согласно предоставленных ... сельским советом в орган местного самоуправления по месту жительства истца сведений, за ней закреплено жилое помещение в д. .... Вместе с тем, указанное жилое помещение было утрачено в 2001 году, на основании решения ... сельского совета депутатов о продаже, о чем истцу стало известно в 2010 году. С учетом изложенного, просит обязать ответчика обеспечить её жилым помещением не ниже установленных социальных норм за счёт бюджета Республики Хакасия.
В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования поддержала в полном объёме, пояснив, что после смерти родителей над ней была установлена опека и она проживала с опекуном в ... .... От родителей оставался дом в д. ..., который был закреплен за нею, а потому на учёт, как нуждающуюся в жилом помещении, в ... её не поставили. Зарегистрирована по месту жительства у опекуна. Постоянного места жительства не имеет и потому ей необходимо жилье. О том, что закрепленное жилье отсутствует, ей стало известно только в 2010 году.
Представитель Муниципального образования Ширинский район Селезнева А.А., действующая на основании доверенности, предъявленные требования не признала, в обоснование своих возражений пояснив, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку таковым должен являться орган местного самоуправления ..., где находилась под опекой и проживает в настоящее время истец. Кроме того, поскольку истец не состояла в очереди на получение жилья, необходимые финансовые средства на приобретение ей жилья в бюджете на текущий год не предусмотрены.
Министерство образования и науки Республики Хакасия, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебном заседании отсутствовало, не уведомив о причинах неявки и не ходатайствовав об отложении дела.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил возможным о рассмотрении дела в его отсутствие.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 пояснила, что истец приходится ей племянницей. После смерти родителей взяла её под опеку, проживали с ней в ..., ... и прописала её у себя. За племянницей был закреплен дом, где проживали её родители. Что фактически с этим домом – свидетелю неизвестно. Иного жилья у истца не имеется.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Обстоятельство, согласно которого истец Кичкильдеева Л.Н. относится к категории детей – сирот, подтверждается представленными к материалам дела свидетельствами о смерти, согласно которых её мать ФИО3 умерла Дата обезличена года, а отец ФИО2 умер Дата обезличена года, а также Постановлением Главы администрации ... об установлении опеки со стороны ФИО1 Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается, а потому признается судом установленным л.д.4 – 7).
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзац 2 п. 1 ст. 8 этого Федерального закона также корреспондируется с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В свою очередь, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ч.1 ст.50 ЖК РФ, признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.2 Закона РХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», в числе гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, является обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством РФ.
Частью 3 ст.1 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе, если закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.).
Совокупность указанных норм позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционного права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на жилище, законодателем предусмотрено либо закрепление за ним жилого помещения, либо, в случае отсутствия такового жилья, предоставление ему вне очереди жилого помещения органами исполнительной власти по месту жительства.
Как следует из справок администрации ... сельсовета от 22 сентября 1994 года и от 16 декабря 1994 года, а также сообщения от 9 ноября 1999 года, за несовершеннолетней Кичкильдеевой Л.Н., как и за её сестрами, была закреплена квартира в д. ... ..., ранее принадлежавшая их умершим родителям.
Вместе с тем, письмо главы администрации муниципального образования ... сельсовет от 13 мая 2010 года и решение ... с/Совета депутатов от 29 марта 2001 года свидетельствуют о том, что указанное жилое помещение фактически утрачено.
Изложенное дает основания полагать, что с момента утраты закрепленного жилого помещения у истца возникло право на предоставление ей жилого помещения, по основанию, предусмотренному ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
На основании ч.1 ст.3 Закона РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», органы опеки и попечительства ведут список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется органом опеки и попечительства по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Неисполнение органами опеки и попечительства обязанности в отношении Кичкильдеевой Л.Н. о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилье, не может умалять установленное законом право истца на предоставление ей жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (п.2. ст. 3 названного Закона).
Законом Республики Хакасия от 21 декабря 2009 года № 139-ЗРХ (в ред. от 04 марта 2010 года) «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2010 год» в составе расходов республиканского бюджета предусмотрены субвенции из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия на обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 4 Закона РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, однократно. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.
Обстоятельство, согласно которого у истца фактически отсутствует место постоянного проживания, ответчиком никоим образом не опровергнуто. Наличие регистрации истца по месту жительства опекуна об этом свидетельствовать не может.
В свою очередь, местом жительства истца на момент утраты ею родительского попечения являлся Ширинский район, а потому доводы ответчика о том, что надлежащим ответчиком в данном случае будет орган местного самоуправления ..., несостоятельны.
Таким образом, суд находит, что заявленное истцом требование основано на законе и обосновано по сути.
Доводы ответчика о том, что средства, в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей – сирот, в отношении истца в бюджете не предусмотрены, не влияют на законность и обоснованность заявленных требований.
В силу требований ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, характер и величину последствий для истца в случае продолжения данного бездействия, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для восстановления нарушенного права истца, до 01 января 2012 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное образование Ширинский район в срок до 01 января 2012 года обеспечить Кичкильдееву Людмилу Николаевну жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет субвенций бюджета Республики Хакасия.
На данное решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с 19 октября 2010 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменёв