Р Е Ш Е Н И Е
27 октября 2010 года Ширинский районный суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего судьи Пархомович Г.П.,при секретаре Игнатьевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Голодко Геннадия Васильевича к Шенкнехту Крестьяну Крестьяновичу о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, суд
У С Т А Н О В И Л :
Голодко Г.В. обратился в суд с иском к Шенкнехту К.К. о признании незаконными свидетельств о государственной регистрации права Шенкнехт К.К. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> выданных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также кадастрового паспорта названного земельного участка с кадастровым номером .......... от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что на основании постановления Администрации муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № является арендатором земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью .......... кв.м., с кадастровым номером .........., предоставленного ему Администрацией муниципального образования Ширинский район по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года узнал о том, что ответчик по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности на земельный участок, площадью .......... кв.м., с кадастровым номером .........., расположенный <адрес>, который налагается на земельный участок, предоставленный истцу в аренду. Судебными актами Шенкнехту К.К. отказано в признании вышеназванного постановления Администрации муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, следовательно, выдача свидетельств о государственной регистрации и кадастровый паспорт, выданные на земельный участок с кадастровым номером .........., являются незаконными и подлежат отмене.
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на требованиях по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Шенкнехт К.К., представляющий свои интересы и на основании доверенности от 30 июня 2009 года (л.д.57) интересы третьего лица Манаенко О.А., требования не признал, пояснив, что земельный участок, который он приобрел по договору дарения, ранее принадлежал Манаенко О.А., как участнику коллективно-долевой собственности АО «Буденновское», который Манаенко выделила в установленном законом порядке из земель коллективно-долевой собственности, поэтому, считает, земельный участок либо часть его не могли быть предоставлены в аренду Администрацией МО Ширинский район истцу, так как это коллективно-долевые земли, и Администрация не имеет полномочий на распоряжение ими. Пояснил также, что на настоящий момент земельный участок, на который был выдан кадастровый паспорт ДД.ММ.ГГГГ и выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, расформирован, разделен на несколько земельных участков, он является собственником земельного участка, площадью .......... кв.м.
Представитель Администрации муниципального образования Ширинский район – Селезнева А.А. требования Голодко поддержала, пояснив, что между МО Ширинский район и Голодко Г.В. действительно заключен договор аренды на земельный участок, расположенный <адрес>, до настоящего времени этот договор не расторгнут. Как выяснилось, земельный участок, предоставленный в аренду Голодко Г.В., и земельный участок, собственником которого является Шенкнехт К.К., налагаются друг на друга, поэтому, считает, требования истца должны быть удовлетворены.
Представитель Управления Росреестра по РХ в зал суда не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.84-85), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
В письменных пояснениях по иску (л.д.82-83) представитель Управления Росреестра по РХ указал, что заявление удовлетворению в силу ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», ст. 12 ГК РФ не подлежит, так как истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку свидетельства о регистрации подтверждают уже зарегистрированное право, а кадастровый паспорт объекта недвижимости является документом, содержащим сведения, внесенные в государственный кадастр.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 20 этого же Закона предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав. П. 2 ст. 20 Закона указывает на то, что наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.
В соответствии ч.1, 2 ст. 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. При постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку: кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости). Статьей 27 этого же Закона предусмотрены основания для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что Манаенко О.А., являясь собственником общей долевой собственности на землю АО «Буденновское» (л.д.16), выделила земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в размере принадлежащей ей земельной доли из земель общей долевой собственности АО «Буденновское» (л.д.63—67). Выделенный Манаенко О.А. земельный участок поставлен на кадастровый учет (л.д.21) с присвоением кадастрового номера .........., и зарегистрировано право собственности Манаенко О.А. на него (л.д.69).
Впоследствии по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) Манаенко О.А. подарила вышеназванный земельный участок, с кадастровым номером .........., Шенкнехту К.К., который зарегистрировал на свое имя право собственности на данный земельный участок по договору дарения, получив первоначально свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, повторно – от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22, 23).
Из представленных истцом документов следует также, что Голодко Г.В. является арендатором земельного участка, расположенного <адрес>, площадью .......... кв.м., с кадастровым номером .........., на основании постановления Администрации муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.4-5) и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7). При этом в постановке земельного участка, принадлежащего на праве аренды Голодко Г.В., на кадастровый учет отказано, так как земельный участок, о кадастровом учете которого предоставлено заявление, пересекает границы других земельных участков (л.д.40).
Заявляя требование о признании свидетельств о государственной регистрации, выданных Шенкнехт К.К., и кадастрового паспорта, выданного ДД.ММ.ГГГГ Манаенко О.А., незаконными и подлежащими отмене, истец ссылается на то, что земельный участок, принадлежащий ответчику по договору дарения, а ранее принадлежавший на праве собственности Манаенко О.А., налагается на земельный участок, расположенный <адрес> <адрес>, площадью .......... кв.м., с кадастровым номером .........., предоставленный истцу на праве аренды.
В судебном заседании не выявлено нарушений законодательства при постановке на кадастровый учет, регистрации прав собственности Манаенко О.А., Шенкнехта К.К. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер ........... Оснований, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» для отказа в постановке на кадастровый учет, для отказа в государственной регистрации у органа, осуществляющего кадастровый учет и регистрацию, не имелось.
В силу п.2 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.
Поскольку установлено наличие между истцом и ответчиком спора о праве на земельные участки, что в силу ст. 20 вышеназванного Закона не препятствует государственной регистрации прав, суд приходит к выводу, что регистрация прав собственности Шенкнехта К.К. на земельный участок, которую оспаривает истец, произведена с соблюдением действующего законодательства.
Заявитель же оспаривает не основание, предусмотренное ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для регистрации права собственности Шенкнехт К.К. на земельный участок, а свидетельства, которые согласно ст. 14 названного Закона удостоверяют проведенную государственную регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимое имущество, поэтому оснований для отмены свидетельств о государственной регистрации не имеется.
Также истец Голодко Г.В., не оспаривая решения о постановке земельного участка, выделенного Манаенко О.А. из земель общей долевой собственности, на кадастровый учет, просит признать незаконным и отменить кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что также не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оснований для отмены кадастрового паспорта не имеется.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
В случае противоречия произведенного Манаенко О.А. выдела земельного участка закону, либо противоречия закону сделки дарения, Голодко должен избрать иной, предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способ защиты.
С учетом вышеизложенного в удовлетворении иска Голодко Г.В. необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Голодко Геннадия Васильевича к Шенкнехту Крестьяну Крестьяновичу о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка отказать.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 01 ноября 2010 года.