Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2010 года Ширинский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Пархомович Г.П.,
с участием прокурора Чебодаевой И.Ю.,
при секретаре Игнатьевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ширинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Ширинский район об обязании создать единую дежурно-диспетчерскую службу, суд
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ширинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Ширинский район об обязании создать единую дежурно-диспетчерскую службу (далее – ЕДДС), мотивируя свои требования тем, что на территории Ширинского района единая дежурно – диспетчерская служба, являющаяся органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне, функционирует на базе ГУ РХ «Отряд пожарной службы–7». Вместе с тем, в соответствии с требованиями федерального законодательства, ЕДДС должна быть создана муниципальным районом и входить в организационно – штатную структуру администрации муниципального образования Ширинский район. Поскольку бездействие ответчика не обеспечивает права граждан в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прокурор просит обязать Муниципальное образование Ширинский район создать в срок до 01 февраля 2011 года единую дежурно – диспетчерскую службу муниципального образования Ширинский район.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала в полном объёме, дополнительно пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Главой МО Ширинский район принято постановление № о создании ЕДДС в Ширинском районе на базе ПЧ-21 ОГПС-7 МЧС России по РХ. ОГПС-7 МЧС России по РХ ликвидирован, поэтому ссылка ответчика на это постановление необоснованна. ДД.ММ.ГГГГ Главой МО Ширинский район принято постановление № о создании ЕДДС на базе ПЧ-71 ОПС № 7 РХ, но данное постановление ДД.ММ.ГГГГ отменено. Таким образом, на территории Ширинского района ЕДДС не создана, выполнение диспетчерами ПЧ-71 обязанностей по принятию сообщений о чрезвычайных ситуациях и передача таких сообщений начальнику ГО и ЧС района не может расцениваться как создание ЕДДС муниципального образования, так как согласно Устава ОПС № 7 РХ осуществляет функции по организации и осуществлению тушения пожаров, тогда как задачи и функции ЕДДС состоят в реагировании на угрозу или возникновение любых чрезвычайных ситуаций, а не только пожаров, кроме того возложенные на ЕДДС функции не ограничиваются принятием и переадресацией сообщений о чрезвычайных ситуациях. Кроме вынесения постановлений ответчиком не произведены какие-либо действия по организации деятельности на территории района ЕДДС. В связи с изложенным на заявленных требованиях настаивает в полном объеме, пояснив, что отсутствие ЕДДС в районе нарушает права населения на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Представитель Муниципального образования Ширинский район Колмогоров О.В., действующий на основании доверенности (л.д.16), предъявленные требования не признал, в обоснование своих возражений пояснив, что ЕДДС муниципальным образованием Ширинский район создана на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и действует на базе ПЧ – 71 ОПС № 7, что не противоречит требованиями действующего законодательства. Указал, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц тем, что на территории района ЕДДС действует на базе ПЧ-71.
Представители третьих лиц - Главного управления МЧС России по Республике Хакасия – Афанасьев Е.Б., действующий на основании доверенности (л.д.156-157), - ГУ РХ «Противопожарная служба» - Чебодаева Л.Б., действующая на основании доверенности (л.д.155), поддержали исковые требования прокурора, пояснив, что первоначально муниципальным образованием Ширинский район постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ решено создать ЕДДС Ширинского района на базе ПЧ-21, которая входила в отряд государственной пожарной службы № 7 МЧС России по РХ, впоследствии ОГПС №7 МЧС России ликвидирован. Постановлением Муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № ЕДДС решено создать ЕДДС на базе ПЧ-71 ОПС № 7 РХ, но данное постановление ДД.ММ.ГГГГ отменено. Кроме вынесения постановления и утверждения Положения о ЕДДС МО Ширинский район не произведено никаких действий по созданию ЕДДС, в настоящее время диспетчера ПЧ-71, входящей в состав ОПС №7, действительно принимают сообщения о чрезвычайных ситуациях и передают их в Администрацию МО, но это не является их обязанностью и не может свидетельствовать о функционировании ЕДДС муниципального образования.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст.ст.20, 35, 41, 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, а также право владеть имуществом.
Изложенное дает основания полагать, что деятельность, связанная с защитой граждан от чрезвычайных ситуаций прямо и непосредственно затрагивает основные права граждан.
Частью второй ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно п.3 которого единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. В соответствии с п.6 Положения, на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
П.11 Положения установлено, что органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Согласно п. 7 ч.1 ст.15 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с ч.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01 – 99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно – диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 года № 400-ст, ЕДДС – это орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС. В силу п.3.7 данного Государственного стандарта, в небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления). П. 3.1-3.5 ч.3 ГОСТ Р 22.7.01 – 99 предусмотрены основные задачи ЕДДС.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами на орган местного самоуправления муниципального района возложена обязанность создания при органе управления ГОЧС или при органе местного самоуправления единой дежурно – диспетчерской службы.
Ответчик, не оспаривая обязанность создания муниципальным образованием ЕДДС, возражает по существу заявленных требований, указывая на то, что на основании Постановления главы администрации муниципального образования Ширинский район № от 26 ноября 2003 ДД.ММ.ГГГГ создана ЕДДС муниципального образования Ширинский район на базе пожарной части № 21 и утверждено Положение о ней. В настоящее время такая служба действует на базе пожарной части № 71.
Как видно из материалов дела, действительно Постановлением главы администрации муниципального образования Ширинский район № от ДД.ММ.ГГГГ года создана Единая дежурно – диспетчерская служба муниципального образования Ширинский район на базе пожарной части № 21 и утверждено Положение о ЕДДС (л.д.177-182).
В то же время, в судебном заседании установлено, что Пожарная часть № 21 входила в состав Отряда Государственной противопожарной службы № 7 МЧС России по Республике Хакасия, который ликвидирован, о чем ДД.ММ.ГГГГ года внесена запись о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.172).
С учетом изложенного, ссылка ответчика на действие ЕДДС на основании Постановления главы администрации муниципального образования Ширинский район № от ДД.ММ.ГГГГ года несостоятельна.
Постановлением Правительства Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ года созданы государственные учреждения Республики Хакасия «Отряды противопожарной службы» и утверждены положения о них, в том числе и Отряд противопожарной службы № 7, действующий в п.Шира, согласно Приложения № 5 к названному постановлению, ОПС №7 является юридическим лицом, его основными функциями являются организация и осуществление профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи (п.5, 9 Приложения).
Постановлением Правительства Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден Устав Государственного учреждения РХ «Противопожарная служба», согласно п.1.1; 5.5 которого Отряд противопожарной службы № 7 РХ реорганизован в филиал ГУ РХ «Противопожарная служба» и действует по адресу: <адрес>, № (л.д.158-164), основными функциями учреждения являются организация и осуществление профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи (п.2.1. Устава, Положение о Филиале (л.д.46—51).
Из штатного расписания ГУ РХ «Противопожарная служба» видно, что в Отряд противопожарной службы № 7 РХ входит пожарная часть № 71, действующая не территории п.Шира, в штате пожарной части имеется 5 единиц диспетчеров пожарной связи, которые находятся в подчинении начальника караула пожарной части, пожарная часть № 21 в ОПС № 7 не входит (л.д.53-58).
Согласно должностной инструкции диспетчера пожарной связи ПЧ-71 ОПС №7 (л.д.165-168) в обязанности диспетчера входит принятие сообщения о пожаре, аварии или стихийном бедствии, включение сигнала тревоги, заполнение путевки на выезд караула, передача путевки, плана или карточки пожаротушения начальнику караула, высылка сил к месту пожара и уточнение обстановки на пожаре. Как видно из должностной инструкции диспетчер пожарной связи ПЧ-71 ОПС №7 не обязан ставить в известность о пожаре, аварии или стихийном бедствии постоянно действующий орган муниципального образования – ГОСЧ, инструкцией предусмотрены дальнейшие действия диспетчера, кроме принятия сообщений, только по ликвидации пожаров.
Вышеназванные документы - должностная инструкция, штатное расписание, Устав Государственного учреждения РХ «Противопожарная служба» свидетельствуют о подчинении диспетчера пожарной связи только руководству своего учреждения, тогда как действующим законодательством на орган местного самоуправления муниципального района возложена обязанность создания ЕДДС при органе управления ГОЧС или при органе местного самоуправления, в Ширинском районе имеется орган управления ГОЧС при Администрации муниципального образования, следовательно, при этом органе либо при органе местного самоуправления должна быть создана ЕДДС.
Представленная в обоснование своих доводов представителем ответчика схема организации района, согласно которой дежурный диспетчер подчиняется Главе МО Ширинский район (л.д.26), была разработана как приложение к Постановлению Главы МО Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.127-139), которое отменено ДД.ММ.ГГГГ 2009 года (л.д.174), а потому не действует.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что дежурного диспетчера, указанного в схеме на л.д.26, кроме диспетчера пожарной связи ПЧ-71 ОПС №7, подчиняющегося начальнику караула и начальнику части, в Ширинском районе не имеется; ЕДДС, которая выполняла бы возложенные на нее действующим законодательством, а именно п. 3.1-3.5 ч.3 ГОСТ Р 22.7.01 – 99, задачи, на территории Ширинского района не создана; а сообщение диспетчерами пожарной связи ПЧ-71 начальнику отдела ГОСЧ Администрации МО Ширинский район о случившихся авариях и других чрезвычайных происшествиях не может свидетельствовать о выполнении возложенных на ЕЕДС функций; следовательно, нарушены права населения района на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом суд учитывает тот факт, что Муниципальным образованием Ширинский район, кроме издания дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ постановлений о создании ЕДДС, не произведено никаких действий по фактической организации такой службы на территории района.
При таких обстоятельствах суд не может признать состоятельными доводы ответчика о том, что на территории Ширинского района создана и действует единая дежурно – диспетчерская служба, а потому требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу требований ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, суд считает необходимым установить срок для восстановления нарушенного права граждан, до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Муниципальное образование Ширинский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования.
На решение может быть подана жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 13 ноября 2010 года.