решение по гражданскому делу



дело № 2-887/10 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

25 ноября 2010 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Румянцевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о понуждении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» к обеспечению наличия на котельных на период отопительного сезона неснижаемого запаса топлива,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что, ответчик, имея в эксплуатации две котельные, оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населению с. Шира. Однако, на отопительный период 2010 – 2011 гг. на котельных ответчика не создан неснижаемый нормативный запас топлива – угля, что может повлечь наличие чрезвычайной ситуации и потому нарушает права неопределенного круга лиц. Поскольку доставка угля ООО «Коммунальник» осуществляется железнодорожным транспортом, в соответствии с действующим законодательством на котельной должен быть обеспечен 14-суточный запас топлива. Суточная потребность в угольном топливе по условиям самого холодного месяца года на котельных ООО «Коммунальник» составляет 65 тонн в сутки. С учетом изложенного, прокурор просит обязать ответчика обеспечить наличие в течение всего отопительного периода 2009 – 2010 гг. четырнадцатисуточный неснижаемый нормативный запас топлива в количестве не менее 910 тонн.

В судебном заседании прокурор – ст. помощник прокурора Ширинского района Толстенко М.Н. заявленные требования изменила, потребовав обязать ответчика обеспечить неснижаемый семисуточный запас топлива на трёх котельных в размере 350 тонн, из расчёта суточной потребности по условиям самого холодного месяца 50,09 тонн и доставки угля ответчику автомобильным транспортом.

Ответчик, в лице представителя Абомян Н.С., действующей на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что среднесуточная потребность топлива на котельных ответчика за сезон 2009 – 2010 годов составляла 37,13 тонн, а потому неснижаемый запас топлива должен составлять 260 тонн.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает, что настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 1 данного закона дает понятия о том, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Суд находит общеизвестными, а потому, в силу ч.1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, не подлежащим доказыванию те обстоятельства, что резкое аномальное понижение температуры окружающего воздуха в зимний период на территории Ширинского районе может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации.

Согласно вышеуказанного ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В свою очередь, п. Ж ст.14 этого Закона прямо предусматривает, что организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение данных норм Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 04 сентября 2008 года № 66 утверждена «Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», которая устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых норм, электрической и тепловой энергии.

В соответствии с п.п. 3 и 4 указанной Инструкции, неснижаемый нормативный запас топлива (далее – ННЗТ) создается на электростанциях и котельных для поддержания плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Пунктами 36 и 37 этой же Инструкции установлено, что расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузоразгрузочные работы. Для твердого топлива, доставляемого автомобильным транспортом, объем запаса топлива составляет 7 суток.

Обстоятельство, согласно которого ООО «Коммунальник» оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населению с. Шира, подтверждаются исследованным в судебном заседании Уставом общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник», а также договором на исполнение муниципального заказа по оказанию жилищно – коммунальных услуг потребителям с. Шира, заключенным между ООО «Коммунальник» и Администрацией муниципального образования Ширинский сельсовет.

Согласно договора поставки угля, заключенного ООО «Коммунальник» с МУП «Райтопсбыт», доставка ответчику угля осуществляется автомобильным транспортом.

В соответствии с предоставленным ответчиком расчетом расхода угля котельными ООО «Коммунальник» на отопительный период 2010 – 2011 года, среднесуточный плановый расход топлива самого холодного месяца отопительного периода составляет 50,09 тонн в сутки (при необходимом количестве топлива на самый холодный месяц – январь).

Следовательно, запас топлива на 7 суток составит 350,63 тонн.

Из информации, предоставленной администрацией муниципального образования Ширинский район по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, запас топлива на котельных общества составлял от <данные изъяты> тонн, что менее семисуточного неснижаемого нормативного запаса топлива, предусмотренного действующим законодательством.

Изложенное дает основания полагать, что в данном случае ответчиком, как организацией, предоставляющей услуги теплоснабжения населению, в нарушение требований ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие ответчика нарушает вышеуказанные права неопределённого круга лиц – лиц, пользующихся услугами теплоснабжения, предоставляемыми ООО «Коммунальник».

Поэтому, суд полагает, что подобное бездействие нельзя признать законным, а потому ответчик обязан устранить нарушения требований законодательства.

Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд полагает, что данное обращение прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, нарушаемых бездействием ответчика в части несоблюдения мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, правомерно.

В силу требований ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для восстановления нарушенного права в течении пяти суток с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ширинского района удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Коммунальник» в срок пять дней с момента вступления решения в законную силу обеспечить наличие в котельных в течение всего отопительного периода 2010 – 2011 гг. семисуточного неснижаемого нормативного запаса топлива в количестве не менее 350 (триста пятьдесят) тонн.

На данное решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с 29 ноября 2010 года.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменев