решение по гражданскому делу



дело № 2-893/10 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

06 декабря 2010 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменёв Ю.А., при секретаре Румянцевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах Овчинниковой Н.А., об обязании обеспечить жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что Овчинникова Нина Александровна, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является сиротой с 2005 года. 21 ноября 2005 года она был поставлена на учет органом местного самоуправления района, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Поэтому, прокурор просит обязать муниципальное образование Ширинский район обеспечить Овчинникову Н.А. жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счёт субвенций бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Ширинского района Тимонова О.С., а также истец Овчинникова Н.А. заявленные требования поддержали в полном объёме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Истец дополнительно пояснила, что в настоящее время, с 01 сентября 2010 года, она обучается в ГОУ «Профессиональное училище № 13» с. Боград, имеет регистрацию по месту жительства в аале <адрес>, <адрес>, в доме своего дедушки – ФИО1.

Представители Муниципального образования Ширинский район Уварова Р.А. и Таланова Л.Г., действующие на основании доверенностей, предъявленные требования не признали, в обоснование своих возражений пояснив, что истец не может считаться нуждающейся в жилище, поскольку является членом семьи нанимателя жилого помещения. Об этом свидетельствует выписка из похозяйственной книги, согласно которой истец прописана по адресу: аал <адрес>, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и главой семьи данного хозяйства указана мать истца. Кроме того, истец в настоящее время обучается в учреждении профессионального образования, а потому у ответчика, до окончания обучения, нет обязанности предоставления истцу жилого помещения.

Министерство образования и науки Республики Хакасия, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебном заседании отсутствовало, не уведомив о причинах неявки и не ходатайствовав об отложении дела.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, определил возможным о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обстоятельство, согласно которого истец Овчинникова Н.А. относится к категории детей – сирот, подтверждается представленными к материалам дела копией решения Ширинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО3, свидетельством о смерти Овчинниковой Н.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзац 2 п. 1 ст. 8 этого Федерального закона также корреспондируется с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В свою очередь, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ч.1 ст.50 ЖК РФ, признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Частью 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 11 декабря 2006 года N 68-ЗРХ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусмотрено, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).

Главою администрации муниципального образования Ширинский район принято постановление № 1559 от 21 ноября 2005 года о постановке на льготную очередь на получение жилой площади несовершеннолетней Овчинниковой Н.А..

Распоряжением начальника Фыркальского управления муниципального образования Ширинский район от 23 декабря 2005 года Овчинникова Н.А. поставлена на льготную очередь на получение жилой площади.

Стороной ответчика заявлен довод о том, что истец фактически является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а потому не может считаться нуждающейся в жилище.

На основании ст.672 ГК РФ и ст.60 ЖК РФ, наем жилого помещения на основании договора социального найма возможен в отношении жилых помещений государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, ответчик в данном случае обязан доказать принадлежность жилища, расположенного в аале <адрес>, <адрес>, государственному или муниципальному жилищному фонду.

В силу ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании ч. 2 ст.8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Частью первой ст. 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними», право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 4), а названная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2).

Согласно ответа на запрос суда, предоставленный Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, сведений о правах на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: аал <адрес>, <адрес>, не зарегистрировано.

Таким образом, суд находит, что ответчиком никоим образом не доказано обстоятельство, согласно которого истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, и выписка из похозяйственной книги не может быть признана исключительным доказательством подобного обстоятельства.

В соответствии с п.7 ч.2 ст.2 Закона РХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», в числе гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, является обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством РФ.

Частью 3 ст.1 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе, если закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.).

Совокупность указанных норм позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционного права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на жилище, законодателем предусмотрено либо закрепление за ним жилого помещения, либо, в случае отсутствия такового жилья, предоставление ему вне очереди жилого помещения органами исполнительной власти по месту жительства.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона Республики Хакасия от 5декабря2005года №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (п.2. ст. 3 названного Закона).

Законом Республики Хакасия от 21 декабря 2009 года № 139-ЗРХ (в ред. от 04 марта 2010 года) «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2010 год» в составе расходов республиканского бюджета предусмотрены субвенции из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия на обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Статьей 4 Закона РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, однократно.

Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Таким образом, суд находит, что заявленное прокурором требование, об обязанности органа местного самоуправления предоставить Овчинниковой Н.А., как сироте, жилое помещение, основано на законе и обосновано по сути.

Доводы ответчика о том, что в настоящее истец обучается в учреждении профессионального образования и потому, до окончания обучения, у ответчика нет обязанности предоставлять ей жилое помещение, несостоятельны, поскольку из пояснений истца следует, что она обучается с 01 сентября 2010 года и, следовательно, обязанность ответчика предоставить ей жилое помещение возникла ранее.

Поэтому, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие ответчика нарушает права истца, подобное бездействие нельзя признать законным, а потому ответчик обязан устранить нарушения требований законодательства.

В силу требований ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, характер и величину последствий для истца в случае продолжения данного бездействия, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для восстановления нарушенного права истца, до 01 июля 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Обязать муниципальное образование Ширинский район в срок до 01 июля 2011 года обеспечить Овчинникову Нину Александровну жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет субвенций бюджета Республики Хакасия.

На данное решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с 10 декабря 2010 года.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменёв