Р Е Ш Е Н И Е
10 декабря 2010 года Ширинский районный суд Республики Хакасия с.Шира
в составе: председательствующего судьи Дельхман А.В.,с участием прокурора Антонян Т.Т.,
при секретаре Артеменко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Худоногова Вячеслава Анатольевича и Потылицына Александра Андреевича о признании действий Администрации Муниципального образования Ширинский район незаконными, суд
УСТАНОВИЛ:
Заявители, обосновывая заявленные требования, пояснили в заявлении, что владеют на праве собственности жилым домом по адресу <адрес> Ширинского района, Республики Хакасия. 23 апреля 2010 года они обратились к администрации муниципального образования Ширинский район с заявлениями о предоставлении им земельных участков в собственность для ведения личного подсобного площадью по <данные изъяты>: Худоногову В.А., по адресу Республика Хакасия Ширинский район, <адрес> Потылицыну А.А., по адресу : Республика Хакасия Ширинский район, <адрес> 01 сентября 2010 года районной межведомственной коммисией по управлению и распоряжению земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности МО Ширинский район протокол № вынесено решение: в просьбе о предоставлении земельных участков в собственность в пгт Жемчужный заявителям отказать в связи с существующей судебной практикой. Заявители считают отказ незаконным и просит обязать Администрацию муниципального образования Ширинский район предоставить земельный участок в собственность.
В судебном представитель Потылицина А.А., Подшибякин Ю.Н., заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Заявитель Худоногов В.А. надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства Суд считает, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации МО Ширинский район, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства не явился. Суд считает, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Участвующий по делу прокурор Антонян Т.Т., выразил мнение об отказе в удовлетворении жалобы заявителей. Свои доводы обосновала тем, что оспариваемый земельный участок находится во второй зоне округа санитарной охраны земель территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов (зона ограничений). Указанный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте и не подлежит предоставлению в частную собственность.
Как следует из материалов дела, данные земельные участки расположенные по адресу Республика Хакасия Ширинский район, <адрес> и Республика Хакасия Ширинский район, <адрес> находятся во второй зоне санитарной охраны.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами.
В силу п.2 ст. 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» территория признается лечебно-оздоровительной
местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 данного Закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» территория лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения является федеральной собственностью.
В силу п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении земельных участков в собственность граждан или юридических лиц за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков особо охраняемых природных территорий.
В силу ст. 27 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно- оздоровительных местностей и курортов ограничены в обороте, то есть не могут предоставляться в частную собственность. Согласно пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ, осуществляет Российская Федерация.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 70 «Об утверждении Положений о курортах Марциальные воды, Озеро Карачи, Озеро Шира, Старая Русса и Тишково» курорт «Озеро Шира», находящийся в Ширинском районе отнесен к курортам республиканского значения (РСФСР).
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.02.1996 № 101 курорт «Озеро Шира» включен в Федеральную целевую программу «Развитие курортов федерального значения».
Статьей 39 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13 декабря 1968 г., предусматривалось, что в интересах обеспечения необходимых условий для лечения и отдыха населения, а также с целью охраны природных лечебных факторов на всех курортах устанавливаются округа санитарной охраны. В пределах этих округов запрещается предоставлять земельные участки в пользование тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которых несовместима с охраной природных лечебных свойств и благоприятных условий для отдыха населения.
Земли курортов отнесены к особо охраняемым природным территориям, полномочиями по определению их границ и режимов наделено Правительство Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Совет Министров РСФСР Постановлением от 6 января 1971 г. N 11 включил курорт Озеро Шира (Красноярский край), в перечень курортов РСФСР, имеющих республиканское значение, а Постановлением от 13 февраля 1986 г. N 70 утвердил Положение о курорте Озеро Шира.
В Положении о курорте Озеро Шира (опубликовано в СП РСФСР, 1986, N 13, ст. 82) определен правовой режим данного курорта. В пункте 12 прямо указано на Постановление Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 (приложение N 2), устанавливающее границы и режим округа санитарной охраны курорта. Отмечено, что на территории зон округа санитарной охраны курорта соблюдаются требования, установленные для них Положением о курортах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. N 654.
Особенности каждого вида режима особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли курортов, и связанные с ними запреты и ограничения установлены не оспариваемым Постановлением, а федеральными законами, в частности статьей 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с пунктом 3 которой в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, статьей 32 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 10 мая 2007 г.), пунктом 1 части 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что курорт «Озеро Шира» является курортом федерального значения.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортов» округа санитарной охраны - это особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Территория п. Жемчужного согласно описания границ и режима округа санитарной охраны курорта «Озеро Шира» (приложение №2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 № 556), карте землепользования района курорта «Озеро Шира», составленной Минздравом СССР и Управлением «Геоминвод», отнесена ко второй зоне санитарной охраны курорта федерального значения.
Решением Верховного Суда РФ от 16.07.2007 № ГКПИ07-376 установлено, что постановление Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 № 556 не противоречит федеральному законодательству и является действующим.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства суд приходит к выводу о нахождении спорного земельного участка в зоне курорта федерального значения и принадлежности его к категории земель особо охраняемых территорий, имеющих ограничения в обороте.
Таким образом, указанный земельный участок, находящийся в пределах округов санитарной зоны курорта «Озеро Шира», имеющего статус курорта федерального значения, не может предоставляться в частную собственность.
При установленных обстоятельствах, по мнению суда, в удовлетворении заявления Худоногова Вячаслава Анатольевича и Потылицына Александра Андреевича о признании действий Администрации Муниципального образования Ширинский район незаконными следует отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Худоногова Вячаслава Анатольевича и Потылицына Александра Андреевича о признании действий Администрации Муниципального образования Ширинский район незаконными отказать.
На данное решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 15 декабря 2010 года.
Председательствующий:
Судья А.В.Дельхман