Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года Ширинский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Пархомович Г.П.,
при секретаре Румянцевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куртуковой Е.Н. об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, суд
У С Т А Н О В И Л :
Куртукова Е.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, мотивируя свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия провела мероприятия по проверке инженерных сетей теплоснабжения в квартире по месту проживания заявительницы по адресу: <адрес>, по результатам проверки в адрес заявительницы ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об обязанности Куртуковой Е.Н. перевести инженерные сети внутриквартирного теплоснабжения квартиры с однотрубной на двухтрубную систему или предоставить разрешительные документы на проведение переоборудования. Куртукова с данным предписанием не согласна, считая его незаконным и подлежащим отмене, так как не производила перепланировки и переоборудования квартиры, не нарушала норм, указанных в предписании.
В судебном заседании представитель заявительницы – Мазурантов Д.В., действующий на основании доверенности (л.д.30), на требованиях, указанных в заявлении, настаивал, пояснив, что Куртукова является собственницей квартиры <адрес>, переоборудования системы отопления в квартире Куртукова не производила, имеющаяся в квартире заявительницы система отопления не влияет на работу центральной системы отопления, имеющейся в домах по <адрес>.
Представители Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия- Гусаченко А.А. и Веселов С.В., действующие на основании доверенностей ( л.д.31-32), требования Куртуковой не признали и суду пояснили, что по заявлению жильца <адрес> ФИО1 и обращения директора ООО «<данные изъяты>» они выехали для проверки фактов, указанных в заявлении. В результате проверки установили, что 10 домов по <адрес> имеют общую централизованную систему отопления, которая является двухтрубной. Также установили, что в квартире заявительницы двухтрубная система заменена на однотрубную, при этом каких-либо документов, разрешающих переоборудование инженерных сетей внутриквартирного теплоснабжения квартиры, Куртуковой представлено не было. Считают, что замена двухтрубной системы на однотрубную в квартире Куртуковой повлекла снижение температурного режима в соседних квартирах и соседних домах, включенных в общую систему отопления по <адрес>. Считают, что предписание в адрес Куртуковой вынесено законно, так как при переоборудовании инженерных сетей теплоснабжения Куртуковой нарушены нормы Жилищного кодекса РФ и п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных 27.09.2003г.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд на основании ст.254-256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, согласно п. 1-2 которого система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации. Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений (п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации).
Органом, чье предписание обжалуется, представлены в суд Постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.2003 г. № 370 «Об образовании Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия» (л.д.33, 41) и Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (л.д.34-40), согласно п. 2.1, 2.2 которого жилищная инспекция Республики Хакасия осуществляет задачи, предусмотренные законодательством РФ, в том числе и осуществление контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
С учетом приведенных норм, Государственная жилищная инспекция наделена полномочиями по обследованию жилых помещений и даче предписаний, в том числе и собственникам жилых помещений, об устранении выявленных нарушений.
Статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Предписание в адрес Куртуковой Е.Н. выдано Государственной жилищной инспекцией Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ, Куртукова обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), то есть в установленный законом срок.
По смыслу ст. 254-256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе оспорить в суде лишь такие решения, которые нарушают их права и свободы, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекают его к ответственности. При этом заявитель должен доказать, имеют ли место данные нарушения.
Предписанием на заявительницу Куртукову наложена обязанность по устранению выявленных нарушений, следовательно, предписание Государственной жилищной инспекцией Республики Хакасия может быть оспорено в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Куртукова Е.Н. является собственником <адрес> (л.д. 57).
Распоряжением руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ была назначена проверка в квартире Куртуковой Е.Н. по адресу: <адрес>-, с целью проверки соответствия жилого помещения нормам законодательства (л.д. 45-47).
Из акта проведения мероприятий по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении обследования в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что внутриквартирная система отопления переоборудована с двухтрубной на однотрубную, документов, разрешающих переоборудование, собственником не представлено (л.д.5-6). Обследование проводилось в присутствии собственника Куртуковой Е.Н., а также с участием главного инженера ООО «<данные изъяты>» ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Куртуковой Е.Н. вынесено предписание, согласно которого Куртукова в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана привести инженерные сети теплоснабжения внутриквартирные с однотрубной на двухтрубную либо представить документы на проведение переоборудования в соответствии с законодательством РФ (л.д.7-8).
Представителями органа, чье предписание обжалуется, представлен рабочий проект на десять одноэтажных 2-х квартирных жилых домов с 3-х комнатными квартирами на курорте «<данные изъяты>», согласно которого система отопления в указанных домах двухтрубная тупиковая с верхней разводкой (п.2 проекта, л.д. 48-55).
Из пояснений представителей органа, чье решение обжалуется, и пояснений главного инженера ООО «<данные изъяты>» ФИО2, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, установлено, что представленный в материалы дела рабочий проект разработан для десяти домов на курорте по <адрес>, которые имеют общую систему отопления, двухтрубную. ФИО2 пояснил также, что двухтрубная система отопления в квартире Куртуковой была заменена на однотрубную года два назад.
Изменение в квартире заявительницы системы отопления подтверждается и актом от ДД.ММ.ГГГГ, при этом возражений от Куртуковой при составлении актов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о замене внутриквартирной системы отопления с двухтрубной на однотрубную не поступило.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п.1.1 Правил).
Согласно п. 1.7.1 названных Правил № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
В силу ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
В судебном заседании при рассмотрении заявления установлено, что Куртуковой в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, произведено переустройство в виде замены внутриквартирной системы отопления с двухтрубной на однотрубную, то есть замена инженерных сетей, в нарушение ст. 25-26 Жилищного кодекса РФ и п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда без соответствующего согласования о переоборудовании жилого помещения.
Доводы представителя заявительницы о том, что переоборудование Куртуковой не произведено опровергается материалами дела, пояснениями свидетеля ФИО2, а также заключением о техническом состоянии (л.д. 63-64) и фотографией (л.д.65), представленными стороной заявительницы, которые подтверждают монтирование в квартире заявительницы однотрубной системы отопления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что предписание в адрес Куртуковой Е.Н., согласно которого она в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана привести инженерные сети теплоснабжения внутриквартирные с однотрубной на двухтрубную либо представить документы на проведение переоборудования в соответствии с законодательством РФ, вынесено в соответствии с требованиями закона, а поэтому заявление Куртуковой об оспаривании предписания удовлетворению не подлежит.
Ссылка представителя заявительницы на то, что переоборудование системы отопления в квартире заявительницы не повлияло на функционирование системы центрального отопления, существенного значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, так как факт проведения Куртуковой переоборудования в принадлежащей ей квартире без соответствующего разрешения в судебном заседании нашел свое подтверждение.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Куртуковой Е.Н. об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Ширинский районный суд.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 22 апреля 2011 года.