решение по гражданскому делу по иску прокурора к Терентьеву



дело № 2-45/11

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

05 апреля 2011 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Быковской Л.В.,

в открытом судебном заседании при рассмотрении гражданского дела по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Терентьеву В.С., о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Согласно заявленных прокурором требований, ДД.ММ.ГГГГ Терентьеву В.С. выдано удостоверение на право управление транспортным средством категории «АВ». Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ Терентьев В.С. состоит на учете в наркологическом кабинете МУЗ «Ширинская ЦРБ» с синдромом «зависимость от алкоголя». Прокурор, полагая, что наличие у ответчика заболевания «алкоголизм» препятствует осуществлению им деятельности, связанной с источником повышенной опасности, просит суд прекратить действие права ответчика на управление транспортными средствами.

В ходе судебного разбирательства дела прокурором изменено основание заявленных требований и в качестве таковых указано, что ответчик приобрел право на управление транспортными средствами неправомерно, на основании необоснованного заключения медицинской комиссии, поскольку на момент прохождения комиссии ответчик состоял на диспансерном учете, как лицо, страдающее зависимостью от алкоголя.

В судебном заседании прокурор, надлежащем образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, отсутствовал, не уведомив о причине неявки.

Также отсутствовал представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ОГИБДД ОВД по Ширинскому району.

Суд, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, определил возможным о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик исковые требования не признал, пояснив, что заболевания «алкоголизм» у него не имеется. Алкогольные напитки в настоящее время он не употребляет. Медицинская справка, допускающая по состоянию здоровья управление им транспортным средством, получена им в предусмотренном законом порядке.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Право на управление транспортными средствами также относится к гражданским правам гражданина.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и абз. 2 п.2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст.22 ГК, никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

Поскольку право на управление транспортным средством является специальным (особым), а не безусловным, законом определяется специальный порядок его реализации.

Статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. (в редакции от 23.07.2010 N 169-ФЗ) "О безопасности дорожного движения", установлено обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии со ст.25 данного Федерального закона, к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами могут быть допущены граждане Российской Федерации, достигшие определенного возраста (в зависимости от категории права) и не имеющие ограничений к водительской деятельности.

В свою очередь, ст.28 указанного Федерального закона предусматривает в качестве оснований для прекращения действия права на управление транспортными средствами ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.

Таким образом, совокупность указанных норм предусматривает наличие надлежащего состояния здоровья гражданина, как обязательного критерия правоспособности для реализации права, связанного с управлением транспортными средствами.

По общему смыслу закона следует возможность прекращения специального права (в том числе права на управление транспортным средством), и в случае его необоснованного приобретения.

В свою очередь, статьей 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 27.07.2010) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" установлено, что гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377 (ред. от 23.09.2002) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с "Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности") установлены Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, при этом в качестве таковых для водителей мотоциклов, мотороллеров, мотонарт всех типов и марок (категория А) установлены, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии), для водителей автомобилей, полная масса которых не превышает 3500 кг, а число сидячих мест, помимо сиденья водителя, 8 (категория В), без права работы по найму, – алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии).

Алкоголизм - это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (алкогольный абстинентный синдром).

Всемирная организация здравоохранения утвердила понятие алкоголизма как болезни в 1952 году. В 1979 г. термин "алкоголизм" был изъят из Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем и заменен термином "синдром алкогольной зависимости"

Несмотря на терминологические и структурные изменения при классификации наркологических болезней, они остаются в международной классификации психических болезней.

В настоящее время в России применяется Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10); при этом класс пятый МКБ-10 "Психические расстройства и расстройства поведения" включает психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F19), в том числе и F10.2 – «психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением алкоголя – синдром зависимости».

Установление ограничения деятельности лиц, страдающих подобными заболеваниями, предопределено тем, что данные лица не в состоянии в полном объеме объективно оценивать свою деятельность и ее последствия, отвечать за свои поступки.

Изложенное дает основания полагать, что наличие у лица заболевания, указанного в Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377 как «алкоголизм», ограничивает его правоспособность в части реализации права на управление транспортными средствами, и Федеральным законом предусмотрен порядок ограничения данного права, в виде отказа в его предоставлении при наличии заболевания (ст.25), либо прекращение действия права при ухудшении здоровья лица, имевшего данное право (ст.27).

При этом надлежащим основанием для отказа в предоставлении гражданину подобного права будет являться, в силу ст. 6 ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", заключение врачебной комиссии, в компетенцию которой входит определение пригодности гражданина по состоянию здоровья к выполнению деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Как следует из материалов дела, Терентьев В.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете, как лицо, страдающее зависимостью от алкоголя средней стадии, и на данный учет он был поставлен на основании самостоятельного обращения после перенесенного алкогольного делирия и стационарного лечения в терапевтическом отделении (л.д.32).

Согласно представленного прокурором письменного объяснения фельдшера – нарколога МУЗ «Ширинская ЦРБ» ФИО1, заключение о годности Терентьева В.С. к управлению транспортными средствами дано врачебной комиссией (л.д.7).

Медицинская справка содержит сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией МУЗ «Ширинская ЦРБ», в состав которой также входил и нарколог данного учреждения, ответчик был признан годным к управлению транспортными средствами категории А и В (л.д. 4 – 5).

Данное этой комиссией заключение в отношении Терентьева В.С., по мнению суда, также подтверждается заключением проведенной по делу судебно – наркологической экспертизы, согласно которой в настоящее время у него признаков абсистенции не выявлено, в лечении он не нуждается (л.д.33 – 35).

В свою очередь, суд считает необоснованными доводы прокурора о том, что само по себе нахождение ответчика на учете, как лица, имеющего зависимость от алкоголя, препятствовало даче комиссией положительного заключения о годности к управлению им транспортным средством и потому данное заключение незаконно.

Часть третья ст.5 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" прямо устанавливает, что ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением, не допускается.

Это соответствует принципу 4 "Диагностика психического заболевания" Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17 декабря 1991 г. Резолюцией 46/119 на 75-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), гласящему: "Сведения о лечении или госпитализации в качестве пациента в прошлом не могут сами по себе служить оправданием постановки диагноза о наличии психического заболевания в настоящем или будущем".

В свою очередь, наличие у членов врачебной комиссии МУЗ «Ширинская ЦРБ» специальных познаний в области медицины дают им основания для оценки состояния здоровья освидетельствуемого именно на момент его обследования на основании соответствующих критериев медицинского характера.

Указанное заключение врачебной комиссии в отношении Терентьева В.С. никоим образом на данный момент не оспорено в надлежащем порядке и оснований полагать о его незаконности либо не обоснованности у суда не имеется.

Также суд учитывает, что в настоящее время ответчик по месту жительства органом местного самоуправления и участковым милиции характеризуется целиком положительно, при этом отмечается отсутствие злоупотребления им спиртными напитками (л.д.18 – 20).

Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ч.ч.1 – 3 ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствуют основания прекращения права управления ответчиком транспортными средствами, а потому требование прокурора, вследствие своей необоснованности, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Ширинского района, о прекращении действия имеющегося у Терентьева В.С. права на управление транспортными средствами – отказать в полном объеме.

На данное решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с 10 апреля 2011 года.

Председательствующий:

судья Ю. Ячменев