решение по заявлению Лосева



дело № 2-303/11 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

25 мая 2011 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Быковской Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лосева С.С. к администрации муниципального образования Ширинский сельсовет о включении имущества в наследственную массу,

УСТАНОВИЛ:

Истец, обосновывая заявленные требования, пояснил при подаче иска, что является наследником ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В собственности умершей имелся земельный участок, площадью 1240 кв.м., расположенный в <адрес>, №. Данное имущество принадлежало наследодателю на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно этого договора, участок имеет целевое назначение «для ведения личного подсобного хозяйства». Вместе с тем, свидетельство на право собственности на данный земельный участок, выданное ДД.ММ.ГГГГ собственнику ФИО1, указывает, что этот участок предназначен «для индивидуального жилищного строительства». Вследствие противоречий в правоустанавливающем и правоподтверждающем документах, в части целевого назначения участка, нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении земельного участка. Поскольку иным образом имеющие противоречия устранить невозможно, истец просит в судебном порядке включить в наследственную массу земельный участок, площадью 1240 кв. метров, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, №.

В судебном заседании истец отсутствовал, заранее ходатайствовав заявленные о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании также отсутствовал, о рассмотрении дела в своё отсутствие не ходатайствовал, о причинах неявки не сообщил. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обстоятельство, согласно которого ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, суд находит установленным из представленного истцом свидетельства о смерти I – ПВ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Часть первая ст.1112 Гражданского Кодекса (ГК) РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Совокупность данной нормы с ч.2 ст. 218 ГК РФ, согласно которой в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству, позволяет сделать вывод о том, что для включения имущества в наследственную массу необходимо условие о наличии этого имущества в собственности наследодателя на момент его смерти.

Согласно представленного к материалам дела договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 продала, а ФИО1 купила земельный участок, площадью 1240 кв. метров, расположенный в <адрес>, №, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.5).

Согласно ч.2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.

В силу требований ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

На основании ч. 2 ст.8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

В соответствии с представленным суду свидетельством на право собственности на землю серии РФ – № №, право собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, №, приобретенный на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, рег. запись №. При этом данный земельный участок относится к землям населенных пунктов и предназначен для индивидуального жилищного строительства (л.д. 3, 4).

Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости, земельный участок, имеющий кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, №, площадью 1240 квадратных метров, правообладателем которого является ФИО1, имеет целевое назначение – для индивидуального жилищного строительства (л.д.8).

Справка, предоставленная суду, свидетельствует, что информация о целевом назначении данного земельного участка в период до ДД.ММ.ГГГГ в отделе по Ширинскому району ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия отсутствует (л.д.20).

Оценивая в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 – 3 ст.67 ГПК РФ, исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит установленными обстоятельства, согласно которых земельный участок, имеющий кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, №, площадью 1240 квадратных метров, принадлежал на праве собственности, приобретенном вследствие сделки купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, и данный участок в настоящее время имеет целевое назначение – для индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации, право наследования гарантируется.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Суд полагает, что ненадлежащее указание в договоре купли – продажи земельного участка его целевого назначения не может влечь последствий для наследника в виде невозможности получения земельного участка в собственность в порядке наследования.

В свою очередь, как ответчиком, так и какими – либо иными лицами, никоим образом не оспорены ни законность владения наследодателем исследуемым недвижимым имуществом, ни заявленные истцом требования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о включении земельного участка в наследственную массу умершей ФИО1 основано на законе, обосновано по сути и потому подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Включить в наследственную массу умершей ФИО1 земельный участок имеющий кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, №, площадью 1240 квадратных метров, имеющий целевое назначение – для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в 10-дневный срок.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменев