Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 года Ширинский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Пархомович Г.П.,
при секретаре Игнатьевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фепецкого Ю.В. к Закрытому акционерному обществу «Абакан-Телепорт» о сносе самовольной постройки и по встречному иску Закрытого акционерного общества «Абакан-Телепорт» к Фепецкому Ю.В. о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости и в реестр сведений государственного кадастра недвижимости, суд
У С Т А Н О В И Л :
Фепецкий Ю.В. обратился в суд с иском к ЗАО «Абакан-Телепорт» о сносе электрической линии, мотивируя свои требования тем, что на принадлежащих ему (истцу) земельных участках №, №, № и №а, расположенных по адресу: <адрес>, находится линия электропередач ВЛ-10, эксплуатируемая ЗАО «Абакан-Телепорт», согласия на прохождение которой на своих участках он (истец) не давал. В связи с тем, что электрическая линия является самовольной постройкой, эксплуатация которой представляет опасность для граждан – часть отпор линии накренилась, некоторые опоры оказались «подвешенными» на проводах, просит обязать ответчика вынести линию электропередач за пределы принадлежащих ему земельных участков.
ЗАО «Абакан-Телепорт» обратилось в суд со встречным иском к Фепецкому Ю.В. о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости и в реестр сведений государственного кадастра недвижимости, мотивируя свои требования тем, что Общество приобрело в собственность линию электропередач ВЛ-10 кВт., расположенную в Республике Хакасия в районе <адрес>., что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что земельные участки Фепецкого Ю.В. с кадастровыми номерами №, №, № и № были образованы в ДД.ММ.ГГГГ году с нарушением законодательства РФ, так как межевание земельных участков и составление акта проведены без согласования границ земельных участков с заинтересованными лицами, просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости об обременении названных земельных участков линией электропередач, исключить из состава вышеназванных земельных участков земельные участки размером 1 метр на 1 метр под каждой опорой ЛЭП-10 кВт., для эксплуатации линии электропередач.
В судебном заседании представитель истца Куропаткин С.А. на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что в процессе рассмотрения дела в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № образованы другие земельные участки, собственниками которых в том числе является и Фепецкий Ю.В.. В настоящее время на земельных участках, принадлежащих истцу, с кадастровыми номерами №, №, № и №, расположена линия электропередач, эксплуатируемая и обслуживаемая ответчиком, поэтому на удовлетворении исковых требований настаивает. Встречные исковые требования не признал, пояснив, что исковые требования о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости не могут быть исполнены Фепецкий Ю.В., так как внесение сведений в кадастр относится к компетенции государственного органа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ.
Представитель ответчика Майнагашев Р.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№, том №), исковые требования Фепецкого Ю.В. не признал, на встречных исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что линия электропередач самовольной постройкой не является, так как построена и введена в эксплуатацию в соответствии с действовавшим на момент постройки законодательством, право владения и пользования ОАО «Абакан-Телепорт» указанной линией подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что при формировании земельного участка Фепецкого Ю.В. кадастровый инженер должен был внести сведения об обременении земельных участков линией электропередач, так как линия электропередач была построена задолго до приобретения участков Фепецкий Ю.В.. Если в настоящее время снести линию, то будут нарушены права и других потребителей электроэнергии на берегу оз. Белё. На встречных исковых требованиях настаивал, пояснив, что Фепецкий Ю.В. является собственником земельных участков, следовательно, может являться ответчиком по заявленным встречным исковым требованиям.
Представители третьих лиц Управления Ростехнадзора по РХ, ОАО «Хакасэнергосбыт», ОАО «Хакасский рыбокомбинат», Управления Росреестра по РХ, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ в зал суда не явились, извещены надлежащим образом (л.д.№, том № суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В обоснование заявленных доводов истец при подаче иска указывал на принадлежность ему земельных участков № №, №, № и №, являющихся частью земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и №, расположенных по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела установлено, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами прекратили свое существование, в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № образованы другие земельные участки, собственниками которых является в том числе и истец, что подтверждается информацией, предоставленной ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ (л.д.36-38, том 3), а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности Фепецкого Ю.В. на земельные участки, расположенные по вышеуказанному адресу, с кадастровыми номерами №, №, № и № (л.д.39-42, том 3), кадастровыми паспортами на вновь образованные земельные участки (л.д.43-46, том 3), а также схемами расположения указанных участков на местности, предоставленными ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ (л.д.20-24, том 3).
Факт принадлежности истцу земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и №, расположенных в <адрес>, прохождение через эти участки ЛЭП, эксплуатируемой ответчиком, в судебном заседании установлен и не оспаривается сторонами.
В соответствии со ст. 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 утверждены Правила "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", согласно п.8 которых в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Ранее действовавшие Правила, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255, содержали аналогичные положения.
Из смысла приведенных норм следует, что вопросы, связанные с проведением электрических линий, в том числе с использованием участков под ними, были урегулированы и прежним законодательством, действующим на период возведения линии электропередач.
Так, и действующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160, и ранее действовавшими Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255, предусматривалось, что для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны. При этом земельные участки у землепользователей не изымаются и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с соблюдением требований Правил.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года Южными электрическими сетями Абаканскому рыбозаводу была выданы технические условия на электроснабжение двух рыбохозяйственных пунктов на <адрес> (л.д.№, том №), ДД.ММ.ГГГГ года электроустановка ВЛ-10 кв., протяженностью 14, 7 км. допущена к эксплуатации (л.д.49, том 1).
Доказательств того, что под строительство линии электропередачи в 1989-1991гг. на момент строительства и ввода в эксплуатацию в установленном Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255, порядке был отведен земельный участок и установлена охранная зона для эксплуатации ЛЭП, в судебном заседании не добыто, что подтверждается ответами на запросы суда из МО Ширинский район (л.д.№, том №), ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ (л.д.157, том 2), МО Целинный сельсовет (л.д.№, том №).
В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п.1.4 Договора купли – продажи участка линии электропередачи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Хакасский рыбокомбинат» передал в собственность, а ЗАО «Абакан – Телепорт» принял в собственность участок линии электропередачи, расположенный на <адрес>. На момент заключения договора участок ЛЭП находится в незавершенном строительстве. Вместе с отчуждаемым участком ЛЭП продавец передает покупателю права на земельный участок, расположенный под ЛЭП и трансформаторами на тех же условиях, на которых им владел продавец в соответствии с действующим законодательством (л.д.№, том №).
Из материалов дела следует, что ЗАО «Абакан-Телепорт» после приобретения незавершенного строительством объекта ЛЭП предпринимало меры к получению необходимых документов для регистрации права собственности на приобретенную линию электропередачи, в том числе для оформления права на земельный участок. Так, в марте 2006 года обратилось в Управление технической инвентаризации для изготовления технического паспорта на объект недвижимости (л.д.№ том №), предпринимало попытки к постановке земельного участка на кадастровый учет, в подтверждение чего представило описание земельного участка (л.д. 4-14, том 3), для проведения работ по межеванию филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ширинскому району ДД.ММ.ГГГГ выдан ОАО «Абакан-Телепорт» кадастровый план земельного участка с разрешенным использованием – трансформаторные подстанции и электросети. Как установлено при рассмотрении дела, кадастровый учет не проведен в связи с приобретением земельных участков, расположенных под линией электропередач, в собственность гражданами без обозначения в межевых планах земельных участков наличия на них ЛЭП, что подтвердила в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель кадастровой палаты (л.д. №, том №) и прохождением линии по земельному участку, имеющему категорию особо охраняемых территорий, которым пользуется заповедник «Хакасский».
В судебном заседании установлено, что на момент выделения земельного участка, расположенного в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ решением собственника ФИО1 из земель коллективно-долевой собственности АО «Целинное», линия электропередач имелась на указанном участке (л.д.№). Данный факт сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела о введении линии электропередач в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году.
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 земельный участок подарен ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принято решение о разделе земельного участка на 10 участков (л.д.№, том №), ДД.ММ.ГГГГ четыре земельных участка, составляющие части земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и №, подарены ФИО2 Фепецкому Ю.В. (л.д.№).
В силу ч. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности использования расположенных на таких участках объектов недвижимости.
В соответствии с "Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства", утвержденными Росземкадастром 17.02.2003г., лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания. При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель (п.11 рекомендаций).
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания. Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями (п.14.1, 14.2 Рекомендаций).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, кадастровая выписка и материалы кадастрового дела на земельный участок, выделяемый ФИО1 из земель коллективно-долевой собственности, а впоследствии на подаренные земельные участки Фепецкому Ю.В., не содержат сведений о наличии на земельном участке линии электропередачи, в государственный кадастр недвижимости также не были внесены сведения о расположенной ЛЭП в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и №, принадлежащих Фепецкому Ю.В..
Как указано выше, действующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160, и ранее действовавшими Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255, для обеспечения сохранности и условий эксплуатации электрических сетей устанавливаются охранные зоны, на которые в соответствии с п.8-11 действующих в настоящее время Правил налагаются ограничения по использованию.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены ограничения по использованию земельных участков при их образовании, установленные в охранных зонах, существующие ограничения прав по использованию земельного участка, по мнению суда, являются неотъемлемыми элементами его правового режима, были известны Фепецкому Ю.В. при получении в дар земельных участков, так как ЛЭП находится в районе оз. Беле с 1991 года, в том числе и на участках, принадлежащих Фепецкому Ю.В..
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие оформленных в установленном порядке прав на земельный участок при наличии разрешения на строительство ЛЭП и последующий ввод линии в эксплуатацию не может являться бесспорным доказательством того, что ЛЭП является самовольной постройкой, так как ответчиком представлены доказательства о дальнейшем разрешении эксплуатации ЛЭП, как отвечающей установленным техническим требованиям (акт от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.№, том 1), ответчиком были приняты меры к легализации ЛЭП, но постройка не зарегистрирована ввиду приобретения прав собственности на земельные участки под опорами ЛЭП после ее строительства с нарушениями при межевании земельных участков.
Кроме изложенного учитывая, что удовлетворение исковых требований Фепецкого Ю.В. затронет интересы других лиц, которые получают электроэнергию через линию ЛЭП и вносят плату за нее, что подтверждается предоставленными ОАО «Хакасэнергосбыт» договорами электроснабжения (л.д.№, том №), так как снос электроопор на земельных участках Фепецкого Ю.В. нарушит целостность всей ЛЭП, протяженностью <данные изъяты> км., но к которым исковые требования истцом не заявлены, суд приходит к выводу, что исковые требования Фепецкого Ю.В. о сносе самовольной постройки удовлетворению не подлежат, имеются основания в иске Фепецкого Ю.В. отказать.
Встречные исковые требования Закрытого акционерного общества «Абакан-Телепорт» к Фепецкому Ю.В. о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости и в реестр сведений государственного кадастра недвижимости также удовлетворению не подлежат, так как заявлены к ненадлежащему ответчику Фепецкому Ю.В., тогда как в силу п.п.1-2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, таким органом является ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РХ, исковые требования к которой истцом по встречному иску не заявлялись.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Фепецкого Ю.В. к Закрытому акционерному обществу «Абакан-Телепорт» о сносе самовольной постройки и по встречному иску Закрытого акционерного общества «Абакан-Телепорт» к Фепецкому Ю.В. о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости и в реестр сведений государственного кадастра недвижимости отказать.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Ширинский районный суд.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 18 мая 2011 года.