Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 июля 2011 года Ширинский районный суд с.Шира В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Быковской Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Павлова Р.Л. об оспаривании решения должностного лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, УСТАНОВИЛ: Заявитель, обосновывая заявленные доводы, пояснил в заявлении, что является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Им принято решение о разделе данного участка на два иных участка, произведено межевание земельных участков и сданы документы в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия для постановки земельных участков на кадастровый учет. Однако, решением начальником отдела по Ширинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ в постановке земельного участка на кадастровый учет отказано. Заявитель, оспаривая данное решение, полагает о его незаконности и потому просит решение отменить. В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что увеличить один из создаваемых земельных участков до минимального размера, предусмотренного законом, возможности нет, поскольку он окружен иными участками и лицу, которому заявитель желает произвести отчуждение данного участка, лишняя земля не нужна. Указанная в реквизите 2 раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» величина mt - средняя квадратическая погрешность положения межевого знака, возможная при применении конкретного метода измерения, меньше, чем нормативно допустимая для земель подобных категорий и примененная в формуле реквизита 4, а потому необходимая точность измерений в данном случае никоим образом не нарушается. Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка, подлежащий указанию в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", нормативными актами не установлены. Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия – Джумаев М.А., действующий на основании доверенности, возразил по существу заявления, мотивировав тем, что решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка вынесено в соответствии с требованиями закона, поскольку площадь одного из создаваемых земельных участков меньше минимально предусмотренной законом. В реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" не указан предельный минимальный и максимальный размер земельного участка. В отношении несоответствия формул в реквизитах 2 и 4 раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» ничего не пояснил. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Отказ заявителю в постановке земельного участка на кадастровый учет препятствует реализации заявителем своего права собственности на землю. В соответствии с п.п.1-2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Как разъясняет Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Поскольку ФГУ «Земельная кадастровая палата» исполняет государственные полномочия по осуществлению кадастрового учета, то потому решения должностного лица указанного органа подлежат обжалованию в порядке главы 25 ГПК РФ. В силу п.2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В соответствии с п.2 ч.3 ст.27 этого Федерального закона, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Из содержания обжалуемого решения органа, осуществляющего кадастровый учет, от 16 июня 2011 года (л.д.3), следует, что заявителю отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет в связи с тем, что площадь одного из образуемых в результате раздела земельных участков менее предельного минимального размера, установленного ч.1 ст.3 Закона РХ «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия». Кроме того, межевой план по содержанию не соответствует требованиям ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и п.п.44 и 59 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года № 421. Согласно межевого плана на один из выделяемых земельных участков – 19:11:121012:(1)ЗУ1, его площадь составляет 11843 квадратных метров (л.д.7, 9). Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (л.д.18). Часть 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. В соответствии с ч.1 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ч.1 ст.4 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101 – ФЗ от 24 июля 2002 года, минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным настоящей статьей. В свою очередь, ч.1 ст.3 Закона РХ «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия» № 71 от 10 ноября 2003 года прямо установлено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет два гектара. Данное требование закона заявителем соблюдено не было. Исключения, предусмотренные ч.3 ст.3 Закона РХ «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия», в части неприменения норм минимальных размеров земельных участков, в данном случае отсутствуют. Доводы заявителя о том, что приобретателю рассматриваемого участка, по предполагаемой сделке по его отчуждению, не требуется земельный участок в большем размере, несостоятельны, поскольку указанное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения данного дела. При таких обстоятельствах суд полагает, что органом осуществляющим кадастровый учет, правомерно отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка вследствие несоблюдения требований закона в части минимального размера образуемого земельного участка. На основании ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года № 412 утверждены Формы межевого плана и Требования к его подготовке. Пунктом 59 Требований предусмотрено, что предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и реквизите "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются в соответствии с градостроительным регламентом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель. При отсутствии указанных актов в соответствующих реквизитах проставляется прочерк. Эти нормативные требования в представленном заявителем межевом плане не соблюдены, а потому отказ органа, осуществляющего кадастровый учет, в постановке на кадастровый учет земельного участка по данному основанию, также правомерен. Согласно п.44 вышеуказанных Требований, формулы, примененные для расчета средней квадратической погрешности положения характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) (Mt), а также предельно допустимой погрешности определения площади земельных участков (частей земельных участков) (дельтаP), указываются в соответствии с требованиями, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений согласно части 7 статьи 38 Закона о кадастре. Формулы для вычисления предельно допустимой погрешности определения площади земельного участка (дельтаP) приведены в приложении 2 к Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года. Формулы в реквизите 4 раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» представленных межевых планов соответствуют требованиям вышеизложенной инструкции. Доводы заявителя о том, что указанная в реквизите 2 данного раздела величина mt - средняя квадратическая погрешность положения межевого знака, возможная при применении конкретного метода измерения, меньше, чем нормативно допустимая для земель подобных категорий и примененная в формуле реквизита 4, а потому необходимая точность измерений в данном случае никоим образом не нарушается, в судебном заседании не опровергнуты. В свою очередь, органом, вынесшим оспариваемое решение, в нарушение требований ч.1 ст.249 ГПК РФ, законность оспариваемого решения в данной части не доказана, а потому в этой части требования заявителя суд признает обоснованными. Вместе с тем, поскольку судом установлена законность и обоснованность иных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, то требования о признании незаконным решения органа, осуществляющего кадастровый учет, об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требования Павлова Р.Л. о признании незаконным решения начальника отдела по Ширинскому району Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, по заявлению Павлова Р.Л., - отказать. На данное решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 05 июля 2011 года. Председательствующий: судья Ю.А. Ячменев