решение по иску Коковой Т.У. о включении в страховой стаж периодов работы



дело № 2 – 420/11 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

05 июля 2011 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Кайль А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании иск Коковой Т.У. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ширинском районе Республики Хакасия о включении в страховой стаж периода работы,

УСТАНОВИЛ:

Истица, обосновывая заявленные требования, пояснила в исковом заявлении, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Ширинском межхозяйственном объединении по зоотехническому учету и искусственному осеменению. Решением комиссии по назначению пенсий ГУ – УПФР в Ширинском районе от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в включении в страховой стаж указанного периода, поскольку запись в трудовой книжке о данном периоде работы заверена нечитаемой печатью. С данным решением истица не согласна, а потому просит включить оспариваемый период работы в страховой стаж для начисления пенсии.

В судебном заседании истица заявленные требования подтвердила в полном объёме, дополнительно пояснив, что она работала контроль – ассистентом на ферме № 2 Туимского совхоза.

Ответчик, в лице представителя Калининой Д.А., действующей на основании доверенности, исковые требования не признал, в обоснование возражений пояснив, что ГУ – УПФР в Ширинском районе на тот момент вынесено обоснованно решение об отказе в включении оспариваемого периода в трудовой стаж истца, так как печать в трудовой книжке не читаема, а других доказательств предоставлено не было.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст.2 Закона, страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с ч.1 ст.10 Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На основании ч.1 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Частью третьей данной нормы предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, предусмотренные статьей 10 Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз.1 п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 (далее – Правила), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из представленной истцом трудовой книжки следует, что ДД.ММ.ГГГГ она принята в Ширинское межхозяйственное объединение по зоотехническому учету и искусственному осеменению на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с ликвидацией организации.

Указанные записи заверены оттиском печати с наименованием, в котором можно прочитать записи «Министерство сельского хозяйства РСФСР…Ширинского….Ширинское межхозяйственное…», а прочтение иных записей вызывает затруднение (л.д.7).

Согласно абз.2 п.6 Правил, в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как следует из доводов истца, иных документов, свидетельствующих о её работе в Ширинском межхозяйственном объединении по зоотехническому учету и искусственному осеменению, у неё не имеется.

В настоящее время данная организация отсутствует.

Согласно предоставленной истцом справки, документы Ширинского межхозяйственного объединения по зоотехническому учету и осеменению на архивное хранение не поступали (л.д.12).

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

В свою очередь, на основании п.4 Правил, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Как следует из содержания ст.55 ГПК РФ, сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования сторон, также могут быть получены из объяснений сторон и из показаний свидетелей.

Часть первая ст.57 ГПК РФ предусматривает, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Допрошенная по ходатайству истца свидетель ФИО1 пояснила в судебном заседании, что в ДД.ММ.ГГГГ она работала вместе с Коковой Т. на фермах Ширинского межхозяйственного племобъединения. Уволены они были в ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации. Свидетель работала на первой ферме, Кокова на второй. На третьей ферме работала ФИО2

Допрошенная также в качестве свидетеля ФИО2 пояснила, что с истицей она вместе работала в Ширинском межхозяйственном объединении по зоотехническому учету. Свидетель устроилась на работу в данную организацию в ДД.ММ.ГГГГ, работала на третьей ферме вплоть до ликвидации объединения в ДД.ММ.ГГГГ

Показания этих свидетелей, касающиеся трудовой деятельности истца, последовательны и логичны, согласуются между собой и пояснениями истца, сомневаться в достоверности данных показаний у суда оснований не имеется. Поводов для признания данных доказательств недопустимыми не усматривается.

В свою очередь, показания данных свидетелей также подтверждаются их трудовыми книжками, исследованными в судебном заседании, согласно которых ФИО1 работала в Ширинском межхозяйственном объединении по зоотехническому учету и искусственному осеменению контроль – ассистентом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО2 – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу требований ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Ответчиком не представлено никаких доказательств в опровержение доводов истца, что в оспариваемом периоде она работала в Ширинском межхозяйственном объединении по зоотехническому учету и искусственному осеменению.

Поэтому, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3 ст.67 ГПК РФ, суд находит установленным, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в Ширинском межхозяйственном объединении по зоотехническому учету и искусственному осеменению в должности контроль-ассистента, а потому этот период подлежит включению в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Суд полагает, что ненадлежащее ведение должностным лицом организации трудовой книжки работника, в нарушение требований "Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162), при фактическом осуществлении работником работы, подлежащей включению в трудовой стаж, не может влечь последствий для работника, в виде лишения права на трудовую пенсию с учетом фактического страхового стажа.

В связи с изложенным, заявленные истцом требования о включении в её страховой стаж периода её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ширинском районе Республики Хакасия, по вступлении решения в законную силу, включить в страховой стаж Коковой Т.У. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На данное решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с 08 июля 2011 года.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменев