Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 октября 2011 года Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Пархомович Г.П., с участием прокурора Антоняна Т.Т., при секретаре Игнатьевой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района в интересах Васильевой М.Н. к Муниципальному образованию Ширинский район о предоставлении жилья, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ширинского района в интересах Васильевой М.Н. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Ширинский район о предоставлении жилья, мотивируя свои требования тем, что Васильева М.Н. является сиротой, ее отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она приобрела статус сироты, поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, МО Ширинский район жилье ей не предоставлено. Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в иске, дополнительно суду пояснил, что в закрепленном за родным братом истицы жилом помещении <адрес>, предоставленном семье Васильевых по договору социального найма, в которое истица включена в качестве члена семьи нанимателя, на одного проживающего в квартире человека приходится общая площадь жилого помещения в размере меньшем, чем учетная норма площади на одного человека, поэтому настаивает на исковых требованиях, указав, что Васильева, как сирота, должна быть обеспечена жильем вне очереди. Указал также, что фактически истица в закрепленном за ней помещении не проживает, что также является основанием для предоставления ей вне очереди жилого помещения. Истица Васильева М.Н. исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что действительно в закрепленном за ней помещении не проживает, проживает после окончания учебного заведения в арендованной квартире. Представители ответчика Уварова Р.А. и Таланова Л.Г., действующие на основании доверенностей (л.д.42, 50), исковые требования не признали, суду пояснили, что поскольку за Васильевой М.Н. закреплено жилое помещение, оставшееся от родителей, <адрес>, в которое истица вселена в качестве члена семьи, она включена в очередь на улучшение жилищных условий, поэтому нет оснований предоставлять ей жилое помещение вне очереди. Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему. Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено понятие детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. В соответствии со ст. 8 этого же закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ регулирует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. В силу ст. 3 названного Закона РХ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется органом опеки и попечительства по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права однократно, по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (ст. 4 Закона). Как видно из материалов дела, Васильева М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус сироты, так как ее отец ФИО1 умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6, 51). ДД.ММ.ГГГГ Васильева М.Н. передана под опеку ФИО3 (л.д.7) и за Васильевой М.Н. постановлением главы МО Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ №.... закреплена и сохранена жилая площадь - квартира, расположенная <адрес> (л.д.8). Согласно справки Ширинского сельского совета (л.д.15, 45) Васильева М.Н. состоит в списках очередников на улучшение жилищных условий, как не имеющая собственного жилья. Истица и ее родители не имеют жилого помещения на праве собственности в Ширинском районе Республике Хакасия (л.д. 9-12, 33, 35). Как следует из материалов дела, Васильева М.Н. окончила образовательное учреждение в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14), то есть после окончания образовательного учреждения у нее возникло право на получение жилья. При рассмотрении дела установлено, что за Васильевой М.Н. после учреждении над ней опеки было закреплено жилое помещение – квартира <адрес> Также установлено, что при вынесении постановления о закреплении за истицей жилого помещения была допущена ошибка, фактически за Васильевыми закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждается информацией, предоставленной Ширинским сельсоветом (л.д.34) и договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-48), согласно которого ФИО1, нанимателю, муниципальным образованием Ширинский сельсовет предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены в качестве членов семьи: ФИО4, ФИО5, ФИО6 – братья и ФИО7, ФИО8 – сестры. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам предусмотрено отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты. Они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (в том числе и в случае обеспеченности лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы). Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 07.06.2011 N 746-О-О пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Как следует из договора социального найма на квартиру <адрес>, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., в квартире проживают <данные изъяты> человек, закрепление указанной жилой площади за всеми членами семьи нанимателя, являющимися детями-сиротами, представителями ответчика не отрицалось, общая площадь закрепленного за Васильевыми жилого помещения менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, которая согласно постановления главы МО Ширинский сельсовет от 30 марта 2010 года № 32 составляет 12 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения на одного члена семьи, следовательно, суд приходит к выводу, что Васильева М.Н. имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Так как истица в соответствии с вышеназванными нормативными актами имеет право на получение жилья, как ребенок-сирота, была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий, в силу вышеприведенных норм имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, жильем до настоящего времени не обеспечена, доказательств обеспечения жилой площадью других членов семьи нанимателя Васильева В.Н. ответчиком в судебное заседание не представлено, то имеются все основания исковые требования прокурора о предоставлении Васильевой жилья удовлетворить, обязав Муниципальное образование Ширинский район предоставить ей жилое помещение, не ниже социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям. Указать в решении, что ответчик обязан предоставить Васильевой жилье за счет субвенций бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на цели обеспечения жильем детей-сирот в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, так как в соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона Республики Хакасия от 5декабря2005года №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями, несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Муниципальное образование Ширинский район предоставить Васильевой М.Н. жилое помещение не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций бюджета Республики Хакасия. На решение может быть подана жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 12 октября 2011 года.