по иску Челдышевой А.И., Челдышева А.И. к администрации МО Ширинский район об обязании обеспечить жилым помещением



дело № 2-646/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Игнатьевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челдышева А.И. и Челдышевой А.И. к администрации муниципального образования Ширинский район об обязании обеспечить жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Истцы, обосновывая заявленные требования, пояснили в исковом заявлении, что их родители – ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских в отношении истцов ДД.ММ.ГГГГ, а потому истцы остались без попечения родителей. На тот момент они с родителями проживали в <адрес>. В настоящее время данное жилье находится в состоянии, непригодном для проживания. ДД.ММ.ГГГГ Челдышев А.И. а ДД.ММ.ГГГГЧелдышева А.И. были поставлены на учет органом местного самоуправления, как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени жилым помещением они не обеспечены. Поэтому, истцы просят обязать муниципальное образование Ширинский район обеспечить их жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.

В судебном заседании истец Челдышева А.И., действующая от своего имени и в своих интересах, а также, на основании доверенности, от имени в интересах истца Челдышева А.И., и представитель Челдышева А.И.Челдышев В.Г., заявленные требования поддержали в полном объёме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик, в лице представителей Буртасова С.В. и Талановой Л.Г., исковые требования не признал, в обоснование своих возражений пояснив, что ранее истцы имели закрепленное за ними жилье, которое было утрачено по вине органа местного самоуправления поселения – администрации МО Борцовский сельсовет, а потому истцы не могут быть обеспечены жильем привлеченным к делу ответчиком за счет субвенций республиканского бюджета, а их должно обеспечить жильем МО Борцовский сельсовет. Кроме того, на учет, как дети, оставшиеся без попечения родителей, истцы не поставлены, а стоят на учете, как просто нуждающиеся, администрацией МО Борцовский сельсовет им предлагалось два жилых помещения, однако те отказались.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обстоятельство, согласно которого истцы относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается представленной к материалам дела копией решения Ширинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО2 и ФИО1 в отношении их дочери Челдышевой А.И. и сына Челдышева А.И. (л.д.6), сторонами не оспаривается, а потому признается судом установленным.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзац 2 п. 1 ст. 8 этого Закона также корреспондируется с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В свою очередь, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ч.1 ст.50 ЖК РФ, признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.2 Закона Республики Хакасия 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ (ред. от 30.09.2011) "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают затраты на однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.

Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими возраста 23 лет, если они до достижения возраста 23 лет были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и их право на обеспечение жильем не было своевременно реализовано.

Частью 3 ст.1 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе, если закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.).

Совокупность указанных норм позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционного права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на жилище, законодателем предусмотрено либо закрепление за ним жилого помещения, либо, в случае отсутствия такового жилья, предоставление ему вне очереди жилого помещения органами исполнительной власти по месту жительства.

Как следует из доводов ответчика и подтверждается постановлением главы администрации муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщением и гарантийным письмом (л.д.3,29,45), за истцами была закреплена квартира в <адрес>, ранее принадлежавшая их родителям.

Вместе с тем, акт обследования специалистами муниципального образования данного жилого помещения, от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что указанное жилое помещение фактически утрачено, поскольку вследствие своего состояния непригодно для проживания (л.д.5).

Изложенное дает основания полагать, что с момента утраты закрепленного жилого помещения у истцов возникло право на предоставление им жилого помещения, по основанию, предусмотренному ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 11 декабря 2006 года N 68-ЗРХ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусмотрено, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).

Как следует из материалов дела, ранее истцы состояли на подобном учете, как дети, оставшиеся без попечения родителей, однако, с учета были сняты, поскольку их родители имели жилое помещение (л.д.30 – 32).

В свою очередь, главою муниципального образования Борцовский сельсовет приняты постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, о признании Челдышевой А.И. и Челдышева А.И. нуждающимися в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включении их в список соответствующих очередников (л.д.38 – 39).

Однако, как уже установлено судом выше, закрепленное за истцами жилое помещение утрачено, и потому истцы имеют право на получение жилья в соответствии с ч. 3 ст.1 Закона РХ от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ, вне зависимости от того, что с соответствующего учета, как дети, оставшиеся без попечения родителей и нуждающиеся в жилом помещении, они были сняты.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона Республики Хакасия от 5декабря2005года №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (п.2. ст. 3 названного Закона).

Законом Республики Хакасия от 23 декабря 2010 года № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год» в составе расходов республиканского бюджета предусмотрены субвенции из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия на обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Статьей 4 Закона РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, однократно.

Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Таким образом, суд находит, что заявленное истцами требование, об обязанности органа местного самоуправления муниципального района предоставить им, как детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение, основано на законе и обосновано по сути.

3

Указываемое ответчиком обстоятельство, согласно которого истцы необоснованно отказывались от предоставляемых им жилых помещений, не опровергает выводы суда, поскольку именно ответчиком требуемые действия, по обеспечению истцов жильем, не производились.

Поэтому, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие ответчика нарушает права истцов, подобное бездействие нельзя признать законным, а потому ответчик обязан устранить нарушения требований законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Обязать муниципальное образование Ширинский район обеспечить Челдышева А.И. и Челдышеву А.И. жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет субвенций бюджета Республики Хакасия.

На данное решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с 27 ноября 2011 года.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменев