по иску прокурора Ширинского района к администрации МО Ширинский район об обязании создать единую дежурную диспетчерскую службу



дело № 2-577/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

23 июля 2010 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменёв Ю.А., при секретаре Румянцевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ширинский район, об обязании создать единую дежурно – диспетчерскую службу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что на территории <адрес> единая дежурно – диспетчерская служба (далее – ЕДДС), являющаяся органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне, функционирует на базе ГУ РХ «Отряд пожарной службы – 7». Вместе с тем, в соответствии с требованиями федерального законодательства, ЕДДС должна быть создана муниципальным районом и входить в организационно – штатную структуру администрации муниципального образования Ширинский район. Поскольку бездействие ответчика не обеспечивает права граждан в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Ширинский район создать в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дежурно – диспетчерскую службу муниципального образования Ширинский район.

В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Ширинского района Чебодаева И.Ю. заявленные требования поддержала в полном объёме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель Муниципального образования Ширинский район Колмогоров О.В., действующий на основании доверенности, предъявленные требования не признал, в обоснование своих возражений пояснив, что ЕДДС муниципальным образованием Ширинский район создана надлежащим образом на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ и действует на базе <данные изъяты>, что не противоречит требованиями действующего законодательства.

ФИО4, как представитель Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, поддержала исковые требования.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает, что настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 1 данного закона дает понятия о том, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу ст.ст.20, 35, 41, 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, а также право владеть имуществом.

Изложенное дает основания полагать, что деятельность, связанная с защитой граждан от чрезвычайных ситуаций прямо и непосредственно затрагивает основные права граждан.

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Частью второй ст. 11 данного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

В свою очередь, Постановлением Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в редакции от 16 июля 2009 года, далее по тексту – Положение), частью второй которого установлено, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

На основании ч.3 Положения, единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В соответствии с ч.6 Положения, на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Частью 11 Положения установлено, что органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Согласно п. 7 ч.1 ст.15 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии с абз.2 ч.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01 – 99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно – диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 года № 400-ст, ЕДДС – это орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС.

В силу п.3.7 данного Государственного стандарта, в небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления.

ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

Совокупность изложенных норм дает основания полагать, что указанными нормативными актами на орган местного самоуправления муниципального района возложена обязанность создания при органе управления ГОЧС или при органе местного самоуправления единой дежурно – диспетчерской службы.

Ответчик, возражая по существу заявленных требований, указывает, что, на основании Постановления главы администрации муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О создании единой дежурно – диспетчерской службы муниципального образования Ширинский район», создана ЕДДС муниципального образования Ширинский район на базе пожарной части № 21 и утверждено Положение о ней.

Согласно п.6 ст.42 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.47 указанного Федерального Закона, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Пунктами 7 и 8 ст.22 Устава муниципального образования Ширинский район предусмотрено, что глава района в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения. Постановление главы района, являющееся нормативным правовым актом, после его подписания главой района направляется для опубликования (обнародования).

Вместе с тем, постановление главы администрации муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано не было.

В свою очередь, указанное постановление непосредственно затрагивает основные права граждан, поскольку регулирует вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ширинского района.

В силу ч.3 ст.15 Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

При таких обстоятельствах суд не может признать состоятельными доводы ответчика о том, что на территории Ширинского района создана и действует единая дежурно – диспетчерская служба, а потому требования прокурора основаны на законе, обоснованы по сути и подлежат удовлетворению

В силу требований ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для восстановления нарушенного права граждан, до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Обязать муниципальное образование Ширинский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать единую дежурно – диспетчерскую службу муниципального образования Ширинский район.

На данное решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с 26 июля 2010 года.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменев