по заявлению Глущакова Е.В., Ворожеевой Н.В., Арасланова А.В.. Гасай С.Г., Коробова С.А., Непомняших Г.Д., Паульс В.В. об оспаривании решения гос. органа



дело № 2- 370/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 апреля 2010 года Ширинский районный суд с.Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменёв Ю.А., при секретаре Кайль А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявления Глущакова Е.В., Ворожеевой Н.В., Арасланова А.В., Гасай С.Г., Коробова С.А., Непомнящих Г.Д., Паульс В.В., об оспаривании решения государственного органа – Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия,

УСТАНОВИЛ:

Согласно поданных заявлений, постановлением главы муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ Глущакову Е.В. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером . Аналогичным образом земельный участок с кадастровым номером предоставлен Ворожеевой Н.В. На основании постановления главы муниципального образования Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены в аренду земельные участки: с кадастровым номером – Арасланову А.В., с кадастровым номером – Гасай С.Г., с кадастровым номером – Непомнящих Г.Д. Также, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером предоставлен в аренду Коробову С.А., а постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Паульсу В.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером . Все указанные участки расположены на <адрес>, в постановлениях об их предоставлении указана категория земель, как земли особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения). Вместе с тем, позднее стало известно, что указанная категория земель, к которой относятся предоставленные земельные участки, определена ошибочно, поскольку из представленной Территориальным (межрайонным) отделом № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия (далее – Управления Роснедвижимости по РХ) информации следует, что предоставленные заявителям судебные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения. Собственником земель – администрацией муниципального образования Ширинский район вынесены постановления об изменении постановлений о предоставлении земельных участков заявителям в части, касающейся указания категории земель – земли сельскохозяйственного назначения вместо земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения). При обращении заявителей в Управление Роснедвижимости по РХ об осуществлении кадастрового учета изменений категории земель Территориальным (межрайонным) отделом № 1 приняты решения о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений: по заявлению Глущакова Е.В. – от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению Ворожеевой Н.В. – от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению Арасланова А.В. – от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению Гасай С.Г. – от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению Коробова С.А. – от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению Непомнящих Г.Д. – от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению Паульса В.В. – от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием приостановления в решениях указано, что заявителями не представлены необходимые документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.

В свою очередь, полагая, что ими представлены для осуществления кадастрового учёта все полагающиеся документы, и приостановление осуществления кадастрового учета нарушает их права, заявители просят признать вышеуказанные решения незаконными и обязать Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия произвести кадастровый учет изменений земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителей Глущакова Е.В., Ворожеевой Н.В., Арасланова А.В., Гасай С.Г., Коробова С.А., Непомнящих Г.Д., Паульс В.В. – Немежиков А.С., действующий на основании доверенностей, заявленные требования подтвердил в полном объеме.

Представитель органа, вынесшего обжалуемые решения – специалист Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Роснедвижимости по РХ Вейс Р.А., действующая на основании доверенности, предъявленные требования не признала, пояснив, что первоначально земельные участки были поставлены на кадастровый учет с категорией земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения), поскольку так было отражено в постановлениях о предоставлении участков. При обращении заявителей для учета изменений категории земель те были уже указаны как земли сельскохозяйственного назначения. Поскольку перевод земель из одной категории в другую является прерогативой органа исполнительной власти субъекта РФ, то заявители должны представить документы, подтверждающие, что земли, на которых расположены предоставленные им участки, переведены Правительством РФ в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, фактически земли, на которых расположены рассматриваемые земельные участки, изначально были землями сельскохозяйственного назначения, не относились к землям особо охраняемых территорий и объектов (землям рекреационного назначения), и перевод их из одной категории земель в другую не производился.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации муниципального образования Ширинский район Дмитриев М.В. пояснил, что поскольку у администрации МО Ширинский район отсутствует картографический и информационный материал, подтверждающий отнесение земель муниципального района к определенным категориям, то поэтому при предоставлении заявителям земельных участков в качестве категории земель были ошибочно указаны земли особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения). После того, как от Управления Роснедвижимости по РХ была получена информация, что фактически это земли сельскохозяйственного назначения, были вынесены постановления об изменении в этой части постановлений о предоставлении земельных участков. Перевод земель из одной категории в другую не осуществлялся, фактически наличествовала техническая ошибка.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К таким решениям и действиям, согласно ст.255 ГПК РФ относятся коллегиальные или единоличные решения, в результате которых, в частности, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как разъясняет Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В свою очередь, согласно п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года, N 456, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости и государственный кадастровый учет недвижимого имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Изложенное дает основания полагать о том, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ.

Статьёю 70 Земельного кодекса РФ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ч.3 ст. Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу ч.1 ст.16 Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п.7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Как следует из п.13 ч.2 ст.7 Закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся также категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с ч.1 п.8 ст.22 Закона, при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений о земельном участке с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.

На основании ч.1 ст.26 Закона, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

В свою очередь, перечень оснований приостановления осуществления кадастрового учета установлен частью второй данной статьи, согласно п.4 которой осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

В силу п.8 ст.1 Земельного Кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства в Российской Федерации является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст.7 данного Кодекса, к числу таковых категорий относятся как земли сельскохозяйственного назначения, так и земли особо охраняемых территорий и объектов.

В соответствии со ст.8 Земельного Кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В настоящее время порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Совокупность всех вышеизложенных норм позволяет сделать вывод о том, что в случае перевода земель из одной категории в другую указанные изменения характеристики земельного участка подлежат кадастровому учету, для чего в орган, осуществляющий кадастровый учет, должны быть представлены документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к новой категории земель и, в случае непредставления этих документов, кадастровый учет должен быть приостановлен.

Вместе с тем, исследовав в порядке, предусмотренном ч.ч.1 – 3 ст.67 ГПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд не усматривает, что категория земель, на которых расположены предоставленные заявителям участки, изменялась в предусмотренном законом порядке.

Как следует из доводов представителя органа, чьи решения обжалуются, указанные земельные участки изначально располагались на землях сельскохозяйственного назначения, что подтверждается Решением исполнительного комитета Ширинского районного Совета народных депутатов от 28 сентября 1990 года и Государственным Актом, от 29 декабря 1990 года, о предоставлении малому предприятия Ширинского озерно – товарного хозяйства Хакасского рыбокомбината земельного участка площадью <данные изъяты>, для сельскохозяйственного использования. Оспариваемые земельные участки располагаются именно на этом участке. Сведений о переводе этих земель в иную категорию, об отнесении этих земель к землям особо охраняемых территории и объектов, у Управления Роснедвижимости по РХ не имеется. Поэтому, указанные земли с 1990 года и по текущий момент неизменно входят в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

В свою очередь, представителем администрации муниципального образования Ширинский район прямо признается, что указания в постановлениях о предоставлении земельных участков заявителям о категории предоставляемых земель, как земли особо охраняемых территорий, произведены ошибочно, без каких – либо правовых оснований, данные ошибки устранены путем внесения изменений в эти постановления в части указания категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения.

Изложенное представителем никоим образом сторонами не опровергнуто.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу что, поскольку категория земель, на которых расположены предоставленные заявителям участки, никоим образом реально не изменялась, перевод их в иную категорию не производился, ранее допущенные ошибки в указании категорий земель устранены и в настоящее время заявители обращаются для кадастрового учета земельных участков в соответствии с фактически имеющейся категорией земель, то у заявителей отсутствует обязанность предоставления в орган, осуществляющий кадастровый учет, документов, подтверждающих перевод земель из одной категории в другую, а потому решения о приостановлении кадастрового учета вследствие непредставления данных документов – неправомерны.

На основании ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление об оспаривании решения обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Глущакова Е.В., о признании незаконным решения Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений категории земель, удовлетворить.

Обязать Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по заявлению Глущакова Е.В. произвести кадастровый учет изменений категорий земель земельного участка с кадастровым

Требования Ворожеевой Н.В., о признании незаконным решения Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений категории земель, удовлетворить.

Обязать Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по заявлению Ворожеевой Н.В. произвести кадастровый учет изменений категорий земель земельного участка с кадастровым .

Требования Арасланова А.В., о признании незаконным решения Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений категории земель, удовлетворить.

Обязать Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по заявлению Арасланова А.В. произвести кадастровый учет изменений категорий земель земельного участка с кадастровым .

Требования Гасай С.Г., о признании незаконным решения Территориального (межрайонного) отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений категории земель, удовлетворить.

Обязать Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по заявлению Гасай С.Г. произвести кадастровый учет изменений категорий земель земельного участка с кадастровым .

Требования Коробова С.А., о признании незаконным решения Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений категории земель, удовлетворить.

Обязать Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по заявлению Коробова С.А. произвести кадастровый учет изменений категорий земель земельного участка с кадастровым .

Требования Непомнящих Г.Д., о признании незаконным решения Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений категории земель, удовлетворить.

Обязать Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по заявлению Непомнящих Г.Д. произвести кадастровый учет изменений категорий земель земельного участка с кадастровым .

Требования Паульса В.В., о признании незаконным решения Территориального (межрайонного) отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений категории земель, удовлетворить.

Обязать Территориальный (межрайонный) отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия по заявлению Паульса В.В. произвести кадастровый учет изменений категорий земель земельного участка с кадастровым .

На данное решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 12 апреля 2010 года.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменев