Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 декабря 2011 года Ширинский районный суд с.Шира В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Игнатьевой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Давыдовой И.С. об оспаривании решения должностного лица Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Хакасия об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет, УСТАНОВИЛ: Заявитель, обосновывая заявленные доводы, пояснила в заявлении, что является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Ею принято решение о разделе данного участка на 50 иных участков, произведено межевание земельных участков и сданы документы в ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Хакасия для постановки земельных участков на кадастровый учет. Однако, решением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником межрайонного отдела № 3, в осуществлении кадастрового учета пяти земельных участков – <данные изъяты>, отказано, поскольку размеры образуемых земельных участков не соответствуют установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным максимальным размерам земельных участков. Заявитель, оспаривая данное решение, полагает о его незаконности и потому просит решение отменить. В судебном заседании заявитель, в лице представителя Павлова Р.Л., требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что все вновь образуемые земельные участки предназначены для передачи в муниципальную собственность, а указанные в решении участки – в земли общего пользования, в том числе для автодороги, места складирования бытовых отходов и пр., а потому в ином размере данные участки образовывать нецелесообразно. Полагает, что нормы Закона РХ «"О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность" не подлежат применению в рассматриваемом случае. Представитель Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Хакасия – Чупина Н.Г., действующая на основании доверенности, возразила по существу заявления, мотивировав тем, что решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков вынесено в соответствии с требованиями закона, поскольку Земельным кодексом РФ предусмотрены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. В свою очередь, площади создаваемых земельных участков, в кадастровом учете которых отказано, больше максимально предусмотренных Законом РХ «"О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность". Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Отказ заявителю в постановке земельного участка на кадастровый учет препятствует реализации заявителем своего права собственности на землю. В соответствии с п.п.1-2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Как разъясняет Пленум ВС РФ в Постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Поскольку ФБУ «Кадастровая палата» исполняет государственные полномочия по осуществлению кадастрового учета, то потому решения должностного лица указанного органа подлежат обжалованию в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии с п.2 ч.3 ст.27 Федерального закона от 24 июля 2007года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Из содержания обжалуемого решения органа, осуществляющего кадастровый учет, от 12 декабря 2011 года (л.д.7), а также из пояснений представителя в судебном заседании, следует, что заявителю отказано в постановке земельных участков на кадастровый учет в связи с тем, что площадь образуемых в результате раздела земельных участков не соответствует установленным требованиям к предельным максимальным размерам земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, установленных Законом РХ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Согласно предоставленного межевого плана и пояснений представителя, не оспоренных представителем органа, чье решение обжалуется, площадь выделяемого земельного участка № составляет № квадратных метров, площадь земельного участка № – № квадратных метров, площадь земельного участка № – № квадратных метров, площадь земельного участка № – № квадратных метров, площадь земельного участка № – № квадратных метров (л.д.19). Право собственности заявителя на земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4). Вид разрешенного использования данного земельного участка – для дачного строительства (л.д.6). Часть 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Оснований для распространения действия градостроительных регламентов на образуемые земельные участки не усматривается. На основании ч.1 ст.33 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Частью второй указанной статьи предусмотрено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований. В свою очередь, согласно п.5 ч.1 ст.1 Закона РХ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» № 9 от 01 марта 2004 года, предельные (максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, устанавливаются для ведения дачного строительства - 0,15 га. Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район № 136 от 29 февраля 2008 года установлен предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам для дачного хозяйства, садоводства, из земель, находящихся в распоряжении муниципального образования Ширинский район, в размере № кв. метров. Вместе с тем, указанные нормативные акты предусматривают максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам именно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако, преобразуемый земельный участок находится в частной собственности заявителя, а потому нормы закона, регламентирующие порядок предоставления земель из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат в данном случае применению и доказательств иного органом, чье решение оспаривается, в данном случае не представлено. Само по себе отсутствие в законе указания на предельный максимальный размер земельного участка, образуемого при разделе иного земельного участка, находящегося в частной собственности гражданина, не предусматривает применение нормативных актов, регулирующих иные правоотношения и не может являться основанием для ограничения права гражданина на пользование, владение и распоряжение имеющимся земельным участком по своему усмотрению. Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 35 и 36), право частной собственности охраняется законом. Граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, поскольку федеральным законом не предусмотрен максимальный размер земельного участка, образуемого при разделе иного земельного участка, находящегося в частной собственности гражданина, то отказ в кадастровом учете данного участка по этому основанию не правомерен, а потому оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и подлежит отмене. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 РФ, суд РЕШИЛ: Решение начальника межрайонного отдела № 3 Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, по заявлению Давыдовой И.С., признать незаконным и отменить. Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Республике Хакасия разрешить заявление Давыдовой И.С. о постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством в предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сроки. На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: судья Ю.А. Ячменев